СРО как альтернатива лицензированию строительной деятельности

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает возможные пути организации и самоорганизации строительной отрасли в России.

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» по вопросам лицензирования строительной деятельности.

Закон предусматривает продление лицензирования строительной деятельности до 1 июля 2008 года. Ранее предполагалось, что лицензирование в строительстве должно было быть прекращено с 1 июля 2007 года в связи с переходом к методам саморегулирования посредством создания саморегулируемых организаций (СРО). Эти законы Государственная дума приняла 27 июня 2007 года, а Совет Федерации одобрил 6 июля 2007 года. Такая отсрочка связана с тем, что, несмотря на установленные сроки, законодательная база для альтернативы лицензированию на текущий момент еще не готова, отсутствуют действенные опробованные механизмы рыночного регулирования.

Система государственного лицензирования

На сегодняшний день лицензирование деятельности в строительной отрасли является инструментом по обеспечению недопущения нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, безопасности среды жизнедеятельности населения всей страны.

«В настоящий момент система государственного лицензирования выполняет свои задачи доступа на строительный рынок. Она достаточно доступна, способна отследить выполнение основных требований, наличие квалифицированных кадров, кроме того, лицензирование не помешало развитию строительной отрасли Челябинской области и России в целом», — отмечает директор Челябинского филиала ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» Юрий Серов.

До вступления в силу закона «О саморегулируемых организациях» лицензии на строительную деятельность по-прежнему будет выдавать Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Строительные лицензии продолжают оформлять и получать достаточно активно. Как сообщает Ю. Серов, за прошлый год в Челябинской области 997 организаций получили лицензию на осуществление строительной деятельности, за этот год количество таких предприятий составило 632 единицы.

Дело в том, что руководители крупных фирм прекрасно понимают, что до вступления нового закона в силу организации обязаны иметь строительную лицензию, иначе штрафов не избежать. Существует вероятность того, что и к 1 июля 2008 года необходимая платформа для введения СРО не будет разработана на достаточном уровне, и функционирование системы государственного регулирования доступа на строительный рынок в очередной раз будет продлено.

Значимым плюсом лицензирования является и то, что порядок получения лицензий строительным организациям хорошо известен, и уже выданные строительные лицензии будут действительны в течение 5 лет.

Также свидетельством исправного функционирования системы государственного регулирования доступа на строительный рынок являются достаточно высокие показатели роста объемов строительства.

«За I полугодие 2007 г. рост объемов строительно-монтажных работ в Челябинской области составил 121%, строительства жилых домов — 145% к аналогичному периоду прошлого года», — сообщает Ю. Серов.

СРО как механизм коллективной ответственности

В качестве альтернативы лицензированию в России предполагается создать саморегулируемые организации, в задачу которых входило бы решение проблем, связанных с безопасностью строительных объектов, обучением кадров, привлечением на строительный рынок новых современных материалов и оборудования.

СРО можно определить как некоммерческую организацию, объединяющую строительные компании инженеров-изыскателей, архитекторов-проектировщиков. СРО устанавливает правила деятельности своих членов, условия доступа на рынок, организует контроль над соблюдением членами организации требований Градостроительного кодекса, других законов, нормативных актов и стандартов, а также обеспечивает доступ к информации о деятельности своих членов. Деятельность самих СРО, согласно законопроекту, должен контролировать федеральный государственный уполномоченный орган.

«Первопричиной намерения отменить лицензирование является обеспечение развития малого и среднего бизнеса в строительной отрасли. Чтобы эти организации стали основой экономики страны, нужно сделать для них как можно меньше порогов, — сообщает Ю. Серов. — Сейчас существует множество барьеров, которые мешают решению этой задачи, в том числе и лицензирование. Сегодня, если организация выполняет 10—15 видов работ, за получение лицензии она должна заплатить не менее 50 тыс. руб. Также следует учитывать затраты на обучение своих работников либо найм сторонних специалистов. Чтобы обучить одного специалиста по 72-часовой программе, нужно не менее 6—7 тыс. руб.».

По словам руководителя Союза предприятий строительной отрасли Челябинской отрасли Леонида Берковича, закон о саморегулировании находится на рассмотрении в Государственной думе с конца 2003 года, за это время он прошел только одно чтение. В ближайшее время этот проект не будет принят как отдельный закон, а появится в форме двух поправок к Градостроительному кодексу, так как речь идет о саморегулировании только в строительной сфере деятельности. Закон о саморегулировании, по сути, является механизмом коллективной ответственности участников строительного рынка. Кроме того, создание саморегулируемых организаций является условием вступления России в ВТО.

Планируется создание 35—45 саморегулируемых организаций в каждом регионе России, в которые будут входить подрядные, проектные и изыскательные структуры.

«Появятся новые структурные образования, которые частично возьмут на себя ответственность государства. В условиях функционирования саморегулируемых организаций будет легче решать вопросы страхования рисков, страхования ответственности застройщиков, организации повышения квалификации», — заявляет Ю. Серов.

СРО обязательно создадут стабилизационный фонд и будут иметь в составе не менее 100 членов (заказчиков-застройщиков и генподрядчиков). Всего в Челябинске порядка 280 реально работающих подрядчиков и застройщиков. Об этом сообщает президент Ассоциации предприятий строительной отрасли Челябинска (АПСО) Владимир Бурлаков.

«Стимулом принимать в свои ряды только стабильные и надежные компании для СРО является жесткий контроль за их деятельностью. Если, например, СРО выдаст лицензию недобросовестной компании и это станет известным, то такую организацию лишают статуса через суд», — отметил В. Бурлаков.

Вице-президент Ассоциации строительной отрасли г. Челябинска Владимир Сучилов также полагает, что создание саморегулируемых организаций приведет к большей ответственности строителей.

«Вводятся коллективные гарантии, где члены организации отвечают за своего «собрата по цеху», соответственно застройщики будут более надежными и добропорядочными в плане работы с клиентами», — поясняет В. Сучилов.

«Сейчас это только законопроект, в котором есть достаточно большие требования к саморегулируемым организациям: не менее 100 профессиональных членов, наличие собственных законотворческих разработок, наличие собственного печатного органа и так далее. Мы приняли решение уже сейчас начинать работу, чтобы соответствовать вышеперечисленным требованиям», — отметил В. Сучилов.

Необходимые для введения СРО технические регламенты уже разрабатываются. В ближайшем будущем в строительной отрасли планируется принять 2 основных технических регламента. Об этом сообщает начальник первого отдела Управления Государственного строительного надзора по Челябинской области Александр Абаимов.

По его словам, сейчас они находятся в стадии согласования. Первый технический регламент будет определять безопасность стройматериалов и изделий, второй — безопасность строительства зданий и сооружений.

«В настоящее время узаконенной системы технических регламентов нет, однако такая система необходима, так как она способна стимулировать решение вопросов регулирования доступа на строительный рынок. Вопрос технических регламентов рассматривается в совокупности с вопросом об использовании системы саморегулирования в рамках задачи, целью которой является разработка новых форм рыночного регулирования строительной деятельности», — сообщает А. Абаимов.

Челябинская область

Территория Челябинской области выбрана в качестве экспериментальной площадки по введению саморегулирования строительной деятельности до начала действия федерального закона.

«Мы ждем подписания тройственного соглашения, работа над которым началась 1,5 месяца назад. В подписании участвуют губернатор Челябинской области Петр Сумин, президент Российского союза строителей Виктор Забелин, а также глава Росстроя Сергей Круглик. Имея устные договоренности, мы уже разрабатываем механизмы управления СРО. Участие в данном эксперименте Челябинской области поможет выявить положительные и отрицательные стороны проекта о саморегулировании», — отметил Л. Беркович.

Экономическими и социальными приоритетами области в настоящее время стали строительство, инженерная инфраструктура, дорожное хозяйство. На данный момент в Челябинске наблюдается беспрецедентный рост темпов строительства. С начала текущего года объем строительных работ в Челябинской области вырос на 20,7%. Об этом сообщил губернатор Челябинской области Петр Сумин.

«Строительная отрасль Челябинской области переживает беспрецедентный подъем, происходит полное техническое перевооружение, возрождение промышленного строительства. Только за I полугодие 2007 года введено около 500 кв. м жилья», — отметил П. Сумин.

Такие темпы строительства, по мнению главы города Челябинска Михаила Юревича, помогут в будущем сбить высокие цены на жилье. Однако, учитывая то, что введение СРО повлечет за собой скачок цен на квадратный метр жилья, ожидания главы города могут не оправдаться.

Выводы:

Таким образом, государство постепенно отходит от регулирования рынка строительной деятельности. Причем этот процесс происходит в условиях неадаптированности самих представителей строительной отрасли к таким изменениям. Альтернативные варианты государственного регулирования в строительной отрасли имеют свои плюсы и минусы.

На сегодняшний день положения, которые вносятся этим проектом, в большинстве своем одобряются участниками строительного рынка. Несмотря на это, в законе имеются некоторые моменты, вызывающие определенные опасения у строителей. Так, согласно проекту, обязательным условием для вступления в СРО является компенсационный фонд, который будет состоять в первую очередь из вносов участников строительного рынка. Такое требование может стать серьезным препятствием для развития предприятий малого и среднего бизнеса строительной отрасли. В такой ситуации не исключено, что небольшие строительные компании будут вынуждены уйти с рынка. По прогнозу президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, из 270 тыс. строительных компаний, у которых сейчас есть лицензии, в СРО не войдут 45—50 тыс.

С другой стороны, если сумма взносов будет меньше, ресурсы компенсационного фонда не смогут являться обеспечением риска строительных организаций. Также не проработан механизм компенсации рисков вкладчиков, какая из существующих на сегодняшний день страховых компаний согласится взять на себя такие финансовые затраты.

Отмена лицензирования строительной деятельности должна снизить уровень коррумпированности и лоббирования чьих-либо интересов, поскольку ситуация, когда решение о выдаче лицензии принимает государство, нередко связана с поборами, бюрократическими проволочками, а на местном уровне и недобросовестной конкуренцией.

По мнению Л. Берковича, побочным эффектом создания СРО строительной отрасли станет резкое повышение цен на квадратный метр жилья.

Положительным моментом является то, что жесткие требования к предприятиям строительной отрасли действительно помогут повысить уровень ответственности и качества их деятельности. Вступление в саморегулируемые организации позволит дисциплинировать деятельность всех строительных организаций, а также выработать единую ценовую политику.

Основной мотивацией введения СРО в строительной отрасли служит приближение к мировым стандартам, стремление принять систему саморегулирования, принятую во многих развитых странах. Однако из-за отсутствия необходимой законодательной базы трудно спрогнозировать, как наложится данная система на российский рынок.


Другие материалы по теме: