Проект «Урал промышленный — Урал полярный» подвергся жесткой критике со стороны ученых и экономистов

30 августа 2007 (16:36)

Сегодня в пресс-центре газеты «Коммерсантъ-Урал» состоялись дебаты на тему «Есть ли основания сомневаться в перспективах проекта «Урал промышленный — Урал полярный»?», в которых приняли участие специалисты, ученые и представители правительства Свердловской области.

Следует отметить, что приглашенные на дебаты заместитель полномочного представителя президента РФ в УрФО Виктор Басаргин, генеральный директор ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал полярный» Олег Демченко и начальник Департамента природных ресурсов по УрФО Сергей Рыков по непонятным причинам на дискуссию не явились.

В ходе обсуждения выяснилось, что проблем, связанных с реализацией проекта в настоящем и в будущем, гораздо больше, чем официально заявляемых перспектив. Представители Уральского отделения Российской академии наук и другие специалисты выступили с достаточно резкой критикой в адрес как самого проекта, так и его организаторов.

По мнению главного научного сотрудника отдела комплексных проблем природопользования Института экономики УрО РАН Вячеслава Пахомова, в проекте обнаруживается множество спорных моментов, которые делают сложной оценку всех его перспектив.

«Я считаю, что заявления организаторов проекта «Урал промышленный — Урал полярный» о том, что проект позволит обеспечить потребности страны в сырье, слишком оптимистичны и даже авантюристичны», — заявил В. Пахомов.

По словам В. Пахомова, в ближайшее время проект никому не принесет реальной выгоды.

«Проект создан исходя из расчета на проектные, а не на балансные запасы полезных ископаемых. Предприятия не станут вкладывать денежные средства в проект, создававшийся исходя из объемов прогнозных ресурсов. Об истинных размерах запасов полезных ископаемых в месторождениях можно узнать только после их освоения. Кроме того, только 10—15% прогнозных ресурсов переходит в балансные», — добавил В. Пахомов.

В. Пахомов отметил также, что реализацию проекта можно начинать только через 20 лет — примерно столько времени уйдет на все предварительные исследования. Также требуется проведение многочисленных экологических, социологических, экономических исследований. «Для реализации проекта нужны долгие и тщательные горно-геологические изыскания. Кроме того, строительство железнодорожной магистрали, предполагаемое проектом, пока бессмысленно — по ней нечего будет перевозить. Выгодна разработка только нескольких месторождений Полярного и Приполярного Урала, таких как месторождения золота, хромитов. Но для вывоза этих полезных ископаемых не требуется новая железная дорога, можно обойтись и существующими магистралями. Многие виды сырья попросту не найдут своего потребителя: можно добывать нефть, но все крупные нефтеперерабатывающие предприятия находятся на западном склоне Уральских гор, что также делает бессмысленным строительство новой железнодорожной линии», — добавил В. Пахомов.

Также, согласно мнению ученых, реализация проекта приведет к значительным экологическим проблемам.

«В ходе реализации проекта «Урал промышленный — Урал полярный» обязательно возникнут экологические проблемы», — заявил заместитель директора Института экологии растений и животных УрО РАН Владимир Богданов.

По словам В. Богданова, строительство железнодорожной магистрали может привести к исчезновению важных биологических ресурсов.

«В данном районе большое количество биологических ресурсов — рыбы, дичи. Местные жители способны жить там только за счет данных ресурсов, уже это указывает на уникальность этой территории. Почти все реки, через которые пройдет железная дорога, являются нерестовыми, в них может исчезнуть рыба. Реализация проекта без участия специалистов науки просто недопустима», — добавил В. Богданов.

В. Богданов также отметил, что вместо проведения строительств, на территории необходимо создать природоохранные зоны.

«Присутствие человека окажется губительным для этого района. На территории Свердловской области когда-то тоже существовали богатые биологические ресурсы, но сейчас их уже не осталось», — говорит В. Богданов.

Критика, высказанная учеными и экономистами, коснулась не только технической стороны проекта, но также его целей и задач.

По мнению В. Пахомова, политическая составляющая проекта «Урал промышленный —Урал полярный» явно превалирует над экономической.

«Наш институт не привлекают к реализации проекта, так как у нас есть истинные, а не прогнозные расчеты. Чиновники за счет проекта хотят только показать себя с лучшей стороны перед федеральной властью, они делают громкие заявления без основы на какие-либо научные исследования», — говорит В. Пахомов.

«Проект «Урал промышленный — Урал полярный» имеет огромные масштабы и большое геополитическое значение для страны. Однако, когда организаторы не сообщают конкретных данных о проекте, когда к обсуждению его не привлекаются ученые многих институтов, возникает мысль, что проект носит только политический характер и выгоден лишь небольшому кругу людей», — заявил заместитель председателя Межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Владимир Волков.

«По таким важным проектам властям необходимо обязательно учитывать общественное мнение. Нужно создавать сайты, проводить конференции, регулярно освещать информацию в СМИ, привлекать к обсуждениям ученых. Чем больше будет количество участников таких обсуждений, тем меньше будет вероятность различных ошибок, которые будут стоить больших средств, а также возрастет возможность привлечения к проекту бизнеса. Когда от бизнеса требуется вложение в проект миллиардов, он должен, по крайней мере, знать, как проходит реализация проекта», — добавил В. Волков.

«Неосвещение проекта чиновниками является оскорблением для общественности. Те, кто обладает информацией о том, что сейчас происходит с проектом, на обсуждения не приходят. Конечно, уровень Петра Латышева и его заместителей не позволяет им принимать участие в подобных мероприятиях, но есть конкретные исполнители проекта, которые могли бы дать о нем информацию», — говорит В. Волков.


Другие материалы по теме: