«Уральский рабочий», Станислав Бессонов пишет: «Небо. Дело. Самолет»

31 августа 2007 (10:52)

Завершены громкие разбирательства вокруг Кольцово

Несколько месяцев назад в обществе активно обсуждалось неожиданное изменение тарифов на услуги пассажирских авиаперевозок — в кои-то веки они снизились. Постоянные пассажиры воздушных рейсов были только рады этому.

Да и многие из тех, кто привык колесить по миру, что называется, без отрыва от земли, также решили махнуться не глядя и из привычного плацкарта перебрались под крыло самолета. Правда, любоваться облаками с высоты птичьего полета, да еще и за «символическую» стоимость, пришлось недолго — к заманчивым 2500 рублей за доставку до Москвы в одну сторону быстро надбавили еще пару тысяч.

Мало кто знает, что на фоне всей этой сезонной распродажи, которая до боли напоминает скидки в бутиках, с ноября прошлого года марш-парадом один за другим были рассмотрены три громких дела. Все они связаны с конфликтом между аэропортом Кольцове и крупными авиакомпаниями.

Первое разбирательство началось после планового мониторинга, который провели силами антимонопольной службы. В результате изучения рынка авиационных перевозок был зафиксирован факт установления в 2006 году высокой монопольной цены на керосин в Кольцове. Стоимость топлива превышала 22 тысячи рублей за тонну — после вмешательства комиссии ее снизили до 16 тысяч. «Воздушным воротам» Екатеринбурга сделали предписание перечислить в доход федерального бюджета штраф в размере 16,7 миллиона рублей. Эта сумма могла бы быть значительно большей. Но денежное наказание смягчили за счет того, что все неправомерные доходы в свое время пошли на реконструкцию аэровокзального комплекса.

Дальше — больше. Второй процесс касался незаконного согласования слотов. Руководство аэропорта без толики сомнения в обход интересов остальных авиаперевозчиков отдало в аренду одной из компаний пятый и шестой секторы. Щедрый жест нарушал сразу две статьи Закона о защите конкуренции: согласованные действия между Кольцове и новичком на Урале — фирмой «Авиапрад» — расценивались как перетягивание одеяла в свою сторону с нанесением ущерба конкурентам. К тому же компания, которая оказалась в более выгодных условиях, попросила подвинуться «Уральские авиалинии» с насиженного места за счет переноса удобных для большинства пассажиров слотов на другое время.

Выданное нарушителям предписание было выполнено. Но сразу за аннулированием нечестной аренды последовало обращение в Арбитражный суд. В итоге уже на этапе апелляционной инстанции представители Кольцове полностью отказались от своих претензий и требований. Причина подобных недоразумений в том, что конкуренция, о которой все мы так долго мечтали и ради которой начинались реформ, к сожалению, приобретает уродливые формы – комментирует произошедшее руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Татьяна Колотова.

После неудачной попытки работать на одного фаворита руководство аэропорта выбрало новую тактику, которая основана на принципах «Так не доставайся же ты никому». У большинства авиакомпаний к концу прошлого года истекли сроки действия прежних договоров с Кольцове, а внесенные с января новые условия сотрудничества навязывались как откровенно невыгодные для авиаперевозчиков. Аэропорт выдвинул заоблачные требования: стопроцентную предоплату за все рейсы до начала каждого календарного месяца, при этом штрафы за неустойку доходили до ста тысяч рублей, Причем за нарушение договорных отношений могли запросто прибегнуть и к полному прекращению обслуживания. Ко всему прочему запрещалось использование самолета Ил-86.

Первой с жалобами выступила компания «Уральские авиалинии». Словесный пикет мгновенно поддержали другие крупные авиаперевозчики: за помощью снова обратились в Арбитражный суд и антимонопольную комиссию, куда уже основательно протоптана тропинка. Однако накануне вынесения конечного решения руководство аэропорта предложило заключить мировое соглашение. Предоплату теперь можно вносить шесть раз в месяц по пятидневкам, жесткий «фейсконтроль» для самолетов сняли полностью, А приостановить обслуживание воздушных судов можно только в том случае, если в течение десяти отведенных дней не будут погашены долги.

Продолжительные воздушные бои не прошли бесследно — они отразились на стоимости авиабилетов. Чтобы зарекомендовать себя на рынке, «Авиапрад» себе в убыток применил демпинговые цены. «Уральские авиалинии» тоже вынужденно поспешили осчастливить своих клиентов доступностью рейсов. Когда каждый занял место под солнцем, цены понемногу пошли в гору. Кто не успел воспользоваться маркетинговыми играми, как утверждают специалисты, тем вряд ли в ближайшее время удастся сэкономить на разнице между небесными и наземными ценами — альтруистические планы уже окрепшими компаниями пока не предвидятся. Цена билета может незначительно снизиться разве за счет того, что подешевел керосин, который в стоимости полета занимает 30—40 процентов.

Так девять месяцев тщательных проверок закончились почти голливудским хэппи-эндом: все претензии рассмотрены и приняты во внимание. Но, по словам Татьяны Колотовой, антимонопольная комиссия скоро предоставит результаты еще одного дела – уже относительно льготных условий закупки топлива компанией «Авиапрад».


Другие материалы по теме: