«Аргументы и факты», Наталья Югринова пишет: «Трезвый подсчет и разумный подход»

5 сентября 2007 (11:01)

Будущее проекта «Урал промышленный -Урал Полярный» окутано туманом. Уральские ученые предполагают, что кампания стоимостью в сотни миллиардов рублей может быть неэффективной.

В минувшую среду в Екатеринбурге были организованы дебаты на тему «Есть ли основания сомневаться в перспективах проекта «Урал промышленный - Урал Полярный»?». Представители Уральского отделения РАН собирались обсудить проблемы проекта с его инициатором и куратором, которым выступает полпредство Президента РФ в УрФО, Однако представители власти на дебаты не пришли. Дискуссия получилась односторонней.

Не «местечковый» проект

Впрочем, мнения насчет некоторых аспектов проекта разошлись даже у присутствующих сторон. Директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин заявил, что оппозиции с властями нет и не будет, проект нужен. Однако необходимо решить несколько вопросов, и первый из них связан со статусом проекта.

- Существует вопрос определения социально-экономического и правового статуса северных и полярных земель, - отмечает Александр Татаркин. - Либо проект касается только уральской промышленности, либо имеет государственную значимость. Если эти земли нужны России - давайте определим их статус и разработаем механизм их освоения и вовлечения в экономику.

По мнению Татаркина, проект «УП-УП» - первый шаг к полномасштабному освоению северных территорий. Он требует интеграции усилий власти, науки, бизнеса и общественного мнения. Поддерживает проект и заместитель председателя

межрегиональной ассоциации «Большой Урал» Владимир Волков.

- Это не местечковый проект. Он имеет огромное геополитическое значение для всей страны, - говорит Волков. - Недалеко то время, когда мировое сообщество заявит о том, что ресурсы исчерпаны. Не исключено, что привлекательные территории начнут отбирать военной силой. Однако речь идет о миллиардах долларов инвестиций, ошибки стоят слишком дорого.

Общий объем инвестиций в проект составляет порядка 600 млрд. рублей. Строительство железнодорожных и автомобильных дорог на Северном Урале и полуострове Ямал возьмет на себя государство, а дальше подключатся частные инвесторы. Между тем бизнес-структуры требуют определенных гарантии. Александр Татаркин считает, что перед началом разработки природных ресурсов на северных территориях нужно понять, чем располагают эти земли. С ним согласны и другие участники дебатов, ведь, по оценкам уральских ученых, подтвержденные запасы месторождений на Полярном и Приполярном Урале составляют всего 12% от общего количества ресурсов.

Кто б в геологи пошел...

На обширной геологической разведке настаивает и главный научный сотрудник отдела комплексных проблем природопользования УрО РАН Вячеслав Пахомов. Правда, осуществить такую разведку трудно - специалистов в регионе почти не осталось.

По словам Пахомова, запасы на месторождениях Урала сильно преувеличены. Например, прогнозные ресурсы бурого угля в бассейне Северного Урала составляют 20 млрд. тонн, а в запасы из них перейдет и встанет на баланс всего 2 млрд. В промышленных целях добывается еще меньше - в случае бурого угля запасы составляют всего 800 млн. тонн.

- Построим железную дорогу, а возить по ней будет нечего, - опасается Пахомов. - Выгодных ресурсов не так много: это хромовая руда, россыпное золото, кварц, кое-где медь. Остальное можно возить из других регионов. Осваивать эти месторождения нужно точечно, очаговым способом.

По мнению Пахомова, проект может стать эффективным лет через 30, когда откроют шельфовые ресурсы. Чтобы работать не в убыток, по железной дороге нужно перевозить порядка 18-20 млн. тонн груза, а сейчас с трудом набирается 5-6 млн. Дорога может обернуться таким же мертвым строительством, как БАМ.

Другая острая проблема - социально-экологические последствия освоения территорий. Как подчеркнул заместитель директора Института экологии растений и животных УрО РАН Владимир БОГДАНОВ, район освоения уникален. Здесь находятся нерестилища сиговых, осетровых, лососевых рыб, ценные лесные ресурсы. Коренное население этих мест, ханты и манси, существует только за счет охоты и рыболовства. Последствия строительства в заповедных зонах могут быть критическими. А градостроительный комплекс, по словам Богданова, не видит необходимости в экологической экспертизе для «УП-УП».

Вопросы, назревшие у ученых, экологов и исполнителей проекта, так и остались висеть в воздухе. Тем не менее участники дебатов рассчитывают на широкий общественный резонанс.


Другие материалы по теме: