«Уральский рабочий», Дмитрии Горбунов пишет: «Маяк»: портрет недобросовестного застройщика»

27 сентября 2007 (08:32)

Недобросовестных застройщиков вынудят покинуть столицу Урала

Реализация приоритетного национального проекта «Доступное жилье — гражданам России» стала одной из главных задач, поставленных президентом Владимиром Путиным. Ее решение на данном этапе подразумевает не только поддержку строительной отрасли и развитие ипотеки, но и тщательную санацию строительного рынка, его очистку от нежелательных элементов — «строительных пирамид», нечистых на руку дельцов и просто неумелых застройщиков. Согласно одному из основных принципов нацпроекта, все компании, которые не хотят или не могут выполнять взятые на себя обязательства, то есть строить дома качественно и в срок, соблюдать все условия договоров с дольщиками и инвесторами, должны покинуть строительный рынок, освободив его для более добросовестных специалистов.

Екатеринбург — один из немногих городов в России, где на практике реализуется программа по борьбе с так называемыми «черными» застройщиками. Совместные усилия власти, правоохранительных органов, судебной системы и общественных организаций создали такие условия, в которых недобросовестным застройщикам очень сложно, если не невозможно продолжать обманывать своих дольщиков и деловых партнеров. Недаром именно наш город одним из первых составил список недобросовестных застройщиков, чья «работа» бросает тень на всю строительную индустрию и ставит под угрозу приоритетный национальный проект. Благодаря этому число «черных строителей» постоянно уменьшается: одни уходят сами, другие — через процедуру банкротства или даже уголовное преследование.

Однако в Екатеринбурге все еще продолжают свою работу несколько фирм, официально признанных недобросовестными застройщиками. Одна из них — корпорация «Маяк», организованная предпринимателем Владимиром Коньковым. Впрочем, в отношении «Маяка» было бы правильнее применить термин «группа компаний», потому что за этим именем скрывается целый ряд фирм со схожими названиями, но юридически абсолютно независимых друг от друга. Одни из них занимаются отселением, другие — получением землеотвода, третьи — технической документацией, четвертые ведут строительство, пятые заключают контракты с поставщиками и подрядчиками, а шестые — договоры с дольщиками. В результате, когда дольщики или деловые партнеры корпорации подавали на нее в суд, в этой сложной системе очень трудно было найти концы и определить виноватого в том или ином недочете — каждая компания кивает на соседа, а тот, в свою очередь, на какое-нибудь давно закрытое предприятие. Более того, старожилы рынка рассказывают, что в «холдинге» Владимира Конькова чуть ли не каждые 3—4 года головные компании ликвидируются, а на их месте создаются новые, не несущие ответственности по долгам и налоговым недоимкам старых.

Зачем строительной империи «Маяк» такие сложности в организации? Эксперты не исключают, что главная их причина - стремление избежать ответственности по искам со стороны дольщиков и деловых партнеров. Получается, что создатели компании заранее прогнозировали возможность судебных исков против нее? Учитывая то количество нарушений, которые «Маяк» допускает в своей работе, это действительно так.

В самом деле, органы власти, правоохранители и общественные организации, отстаивающие интересы обманутых дольщиков, ополчились на «Маяк» совсем не случайно. Претензий к нему накопилась масса.

Начинаются они с самой ранней стадии строительства — отселения из ветхого жилья, расположенного на месте будущих строек. По свидетельству правозащитников, многие «отселенцы» годами не могут добиться от «Маяка» новых квартир. Дом одного из них был сожжен «неизвестными» еще в 1998 году, и человек уже 9 лет вынужден ютиться в строительном вагончике, участвуя в затяжном судебном процессе против «Маяка».

Множество претензий к «Маяку» есть и у контролирующих органов. Многие его стройки были начаты без получения разрешительной документации, то есть фактически незаконно. Другие располагаются в непригодных для строительства местах. В прошлом году во время возведения одного из своих зданий «Маяк» заблокировал строительным мусором подъезды к котельной, сетям водо- и электроснабжения, поставив на грань выживания два городских района.

Однако главная проблема «Маяка» — долгострои. Компания регулярно нарушает сроки ввода в эксплуатацию своих жилых объектов. Стройка здания на Радищева, 33 затянулась на лишний год. Группа домов в переулке Базовом должна была быть сдана в сентябре 2005 г., но не закончена до сих пор. А между прочим, эти дома являются социально значимым объектом — квартиры в них должны получить 400 семей бюджетников, в том числе 100 сотрудников милиции. Все они три лишних года вынуждены ожидать свое жилье.

Впрочем, вполне возможно, что долгострой на Базовом вообще не будет закончен. По словам председателя просветительской общественной организации «Право на жилище» Василия Ганьжина, все четыре дома могут быть попросту снесены. «При строительстве этих домов Владимир Коньков, что называется, пожадничал. К полагающимся по плану этажам — а их в разных домах предполагалось от 18 до 39 — он самовольно добавил еще по 2, 4, а иногда и 6 этажей. Понятно, что при закладке фундамента эту дополнительную нагрузку никто не предусматривал. Вряд ли приемная комиссия примет подобные объекты, за которые никто не сможет поручиться — рухнут они или нет», — отмечает он. И такие примеры в практике «Маяка» далеко не единичны.

Понимая, что за подобные «художества» рано или поздно придется отвечать, Владимир Коньков в последние годы пытается дистанцироваться от собственного детища. В прошлом году он даже избирался в областную Думу от... Партии пенсионеров. Как далеко не бедному предпринимателю удалось затесаться в ряды защитников обиженных и малоимущих — неизвестно. Под вопросом остается и взаимосвязь между задержками в строительстве домов и сбором средств на избирательную кампанию Конькова. Не дольщики ли «Маяка» своими взносами оплатили депутатский мандат предпринимателя? За чей счет он теперь отстаивает собственные интересы в областном парламенте?

Впрочем, даже лоббирование Владимиром Коньковым интересов своего детища вряд ли поможет «Маяку» остаться на екатеринбургском строительном рынке. Ведь в ходе последних лет компания стремительно теряет свое главное достояние — репутацию, а вместе с ней и доверие дольщиков и деловых партнеров. Кто станет вкладывать свои средства в компанию, известную судебными процессами с собственными клиентами, затягиванием сроков сдачи жилых домов, участием в «строительных войнах» и политических авантюрах? Очевидно, что таких рисковых инвесторов в городе становится все меньше и, меньше, тем более в ситуации, когда объем предложения на строительном рынке продолжает расти, и всегда есть возможность строить дом с добросовестной компанией, не отягощенной «тяжелым прошлым».


Другие материалы по теме: