«Российская газета», Юлия Кибирева пишет: «Прибыль на свалку»

9 октября 2007 (11:03)

Переработка мусора может стать выгодным бизнесом

Одна из экологических организаций совместно с органами, отвечающими за контроль над соблюдением природоохранного и административного законодательства, организовала рейды по основным дорогам области.

Как выяснилось, из 626 свалок твердых бытовых отходов, которые в принципе известны и имеют владельцев, только 71 имеет лицензию на осуществление такой деятельности, То есть остальные, по сути, занимаются незаконным предпринимательством. Сейчас главам территорий направлены письма-обращения с просьбой эти позорные пятна на лице области ликвидировать. Аналогичные заявления поступили в прокуратуру, экологическую милицию, Росприроднадзор, Роспотребнадзор. По большинству из них уже ведется работа: эти органы уже будут не просить, а выдавать предписания. По результатам проверок привлечены к административной ответственности некоторые главы администраций и муниципальные образования в качестве юридических лиц.

Наиболее масштабные «находки» ждали экологов в Екатеринбурге и его окрестностях, где обнаружили 248 несанкционированных свалок и стихийных мест захламления общей площадью более одиннадцати гектаров. Как говорят специалисты, если посмотреть на любой крупный город сверху, он будет окружен свалками. Наш областной центр не исключение. Самая крупная свалка по дороге на поселок Рудный - площадью в четыре гектара, а также у поселка Северка — один гектар.

Одна из основных причин возникновения таких огромных мусорных полигонов — неотлаженная система внутри населенных пунктов. Как рассказала Ольга Орлова, заместитель директора центра экологического мониторинга и контроля по Свердловской области, во многих муниципальных округах неудовлетворительно ведется работа по сбору и вывозу мусора: отсутствуют спецконтейнеры, графики сбора и вывоза отходов, схемы санитарной очистки.

При этом муниципалитеты в один голос говорят о нехватке денег на очистку территории. Однако, когда дело доходит до выдачи предписаний экологической милицией или даже до судебных исков, свалки устраняются властями добровольно, и деньги находятся почти всегда. Хотя ликвидация несанкционированных свалок стоит городским бюджетам гораздо дороже, чем регулярный сбор и вывоз отходов.

Так, например, в Верхней Пышме обнаружено 67 свалок площадью 6000 квадратных метров. Администрация города посчитала, что для их ликвидации ей необходимо четыре миллиона рублей.

- После нашего письма и подсчета суммы администрация просила выделить деньги из областного бюджета или из средств нашей организации, - изумляется Александр Грановский, заместитель председателя общественной экологической организации «Подорожник». -А ведь убирать территорию -это их прямая обязанность. В любом бюджете предусмотрены расходы на это.

Кстати, свалки могут, при разумном подходе даже принести прибыль — от продажи и переработки залежей вторсырья. Выгодность «мусорного» бизнеса известна во всем мире, однако у нас о планах строительства мусоросортировочных и перерабатывающих заводов говорят много, но пока не слишком результативно. В области огромное количество накопленного мусора — 8,4 миллиарда тонн. Перевести эти горы в прибыль довольно сложно, особенно если учесть, что на территории области существует только один мусоросортировочный завод в Первоуральске, не справляющийся даже с теми объемами мусора, который производит один этот город.

Как говорят специалисты, спрос на вторсырье есть, есть и практически безотходные отечественные технологии переработки, есть и желающие заняться этим бизнесом, но существует одно парадоксальное препятствие: муниципальный мусор частным предпринимателям никто не отдает. Вот и лежит это накопленное «добро»- мертвым грузом, все более тесным кольцом окружая и крупные города, и небольшие поселки.


Другие материалы по теме: