«Уральский рабочий», Мария Игнатенко пишет: «Как заставить студентов учиться?»

19 октября 2007 (12:13)

В вузах вводится балльно – рейтинговая система

Однажды психологи-социологи решили узнать, как быстро студенты могут к сессии новый матери¬ал выучить. Пришли в курилку ближайшего вуза, спрашивают:

— За сколько дней вы сможете к экзамену по китайскому языку подготовиться?

— А методичка есть?

Да.

Ну... вот докурим и пойдем сдавать.

Это анекдот, конечно. Но, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки. Большинство россий¬ских студентов действительно начинают учиться только перед зачетной неделей.

От сессии до сессии

В сессию за пару дней они успевают прочитать и запомнить огромные объемы информации, успешно ответить и получить положительную оценку. Но как только зачетка благополучно закрыта, студент может с легкостью забыть все ученые премудрости. Российская вузовская система работает по принципу «от сессии до сессии» уже не одно десятилетие. За это время стало очевидным, что классическая форма экзамена нерезультативна: объем информации с каждым годом увеличивается, преподавателям проверить студента на знание всего пройденного курса за один экзаменационный ответ невозможно, а с развитием технологий сессия стала постепенно превращаться в выставку микротехнических новинок. Впрочем, согласно реформе высшего образования, уже через полтора года вся система вузовского обучения в нашей стране значительно изменится. И в первую очередь это будет касаться способа оценки знаний студентов.

Образовательная реформа проходит в связи с реализацией Болонского соглашения. И балльно-рейтинговая, система — необходимое условие перехода к единому образовательному пространству, в рамках которого у студентов появится возможность продолжить обучение за рубежом. Суть нововведения в том, что итоговая оценка успеваемости за семестр по каждой дисциплине учитывает не только ответ в день экзамена. Будет приниматься во внимание и сумма рейтинговых баллов, полученных на всех контрольных работах и коллоквиумах в течение семестра и во время зачетной сессии.

Можно ли измерить степень таланта?

Частично балльно-рейтинговая система оценки качества знаний студентов уже внедрена во многих вузах России. Одними из первых, кто согласился на эксперимент, были факультеты Российского университета дружбы народов, Высшей школы экономики, Томского политехнического университета. Начиная с прошлого учебного года некоторые вузы Екатеринбурга тоже включились в эксперимент. По данным министерства образования области, в числе первых были УрГУ, УПИ, Гуманитарный университет, Архитектурная академия, где на отдельных факультетах проходит апробация новой системы. Чтобы понять, как проходит реформа в Екатеринбурге, мы поговорили с представителями двух крупнейших университетов — государственного и частного — УрГУ и Гуманитарного.

Так, в Уральском госуниверситете эксперимент проходит с февраля 2007 года. В нем участвуют факультеты исторический, философский, физический, экономический и международных отношений.

— Скорее всего, во всем объеме апробация в нашем вузе начнется со второго семестра этого года, — поясняет заместитель начальника по образовательной политике Галина Квашнина. — Уже сейчас на разных факультетах идет процесс реформирования, темпы внедрения новой. системы у всех разные. Так, например, у экономистов работа ведется только с первокурсниками, а философы начали работать по балльно-рейтинговому принципу со всеми студентами с первого по четвертый курсы еще в прошлом полугодии.

По словам замдекана философского факультета Екатерины Черепановой, новый способ оценки знаний прижился не сразу, и на сегодняшний день существует целый ряд нерешенных проблем, связанных с применением новой системы.

— Сложности часто возникают в тех случаях, когда мнение коллектива преподавателей не совпадает с итоговыми баллами, которые набрал студент, — объяснила Екатерина Сергеевна. — С помощью балльно-рейтинговой системы оценивается, в первую очередь, старание студента. Человек может быть усидчивым, но из этого еще не следует, что он одарен, талантлив, продуктивно может работать в области исследовательской практики. На сегодняшний день не придуман способ, измеряющий научный потенциал, творческие возможности. Сейчас нам важно понять, в каком направлении еще нужно вести доработку,

Что останется в голове?

Следует отметить, что внедрение балльно-рейтинговой системы влияет на весь учебный процесс, в который вводится понятие модулей. Это значит, что преподаватель структурирует свою дисциплину, разбивает ее на несколько частей-модулей. По окончании изучения каждой части курса проводится контрольная работа, форма которой заранее определена преподавателем. Таким образом, получается, что изучение дисциплины и отчетность по ней проходят постепенно.

— Экзаменационная проверка всегда относительна, — считает Зинаида Незнамова, ответственная за апробацию балльно-рейтинговой системы в Гуманитарном университете. — При новой же системе наша уверенность в знаниях студента увеличивается. Давно доказано, что при поступательной отчетности у человека включается долговременная память. При обычной системе экзаменов можно весь семестр ничего не делать, за три дня мобилизоваться, все выучить и сдать, но прочных знаний в голове не останется.

В Гуманитарном университете апробация проходит уже второй год. Первыми были факультеты юристов и модельеров-конструкторов.

— Мы специально выбрали для эксперимента факультеты, различные по своей направленности, — делится Зинаида Александровна. — У юристов больше вербальной практики, гуманитарных дисциплин, а у модельеров — прикладных предметов. Теперь уже можно сказать, что чем больше прикладных дисциплин, тем проще вводить балльно-рейтинговую систему. Так как в этом случае есть вещественный результат работы, который оценивать проще.

В УрГУ регулярная проверка знаний существует, например, на экономическом факультете, где первокурсники еженедельно пишут контрольные работы. У философов добавилось количество семинаров и творческих заданий. Новая система подразумевает, что преподаватель сам составляет программу промежуточного контроля, получает дополнительные часы для работы. Студенты обоих университетов отмечают, что некоторые преподаватели выработали свою систему промежуточной оценки знаний студентов задолго до начала реформы. Это доказывает, что необходимость внедрения балльно-рейтинговой системы давно назрела.

— Сразу же обнажается и качество работы преподавателя, и уровень подготовки студентов, — высказыва¬ет свое мнение Светлана, студентка Гуманитарного университета. — Это необходимо и нам, ведь мы платим за свое образование и, получая знания, регулярно проверяем их качество. В результате уровень обучения от этого возрастает.

— Переход с одной системы на другую был несложным, — считает Марина, студентка УрГУ. — Нагрузка немного увеличилась, но стало проще закрывать пропуски.

Выводы делать рано

Многим преподавателям сложно работать по-новому, по привычке они переоценивают роль экзамена. Если в Европейской системе за успешный экзамен можно получить максимум 30 баллов из ста возможных, то у нас оценка доходит до 60-ти.

К явным плюсам можно отнести то, что студент получает возможность разгрузить сессию: при регулярной продуктивной работе велика вероятность получить автомат по пяти-шести предметам, К тому же во время семестра студент будет иметь возможность «добрать» баллы с помощью дополнительного задания. Отчеты о текущей успеваемости поступают в учебную часть факультета три раза в семестр. Если в каком-либо отчете студент имеет хотя бы по одной дисциплине рейтинговый балл, составляющий менее 40 процентов от максимального, он считается «существенно отстающим». В этом случае может быть поставлен вопрос о дальнейшем пребывании студента в вузе.

— Думаю, что выводы, делать еще рано, — утверждает Екатерина Черепанова. — Для того чтобы понять, насколько нововведения эффективны, необходимо, чтобы хотя бы один курс окончил обучение в рамках балльно-рейтинговой системы. Только тогда мы сможем оценить, получают ли студенты более качественное образование.


Другие материалы по теме: