Генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин: Проблемы с оценкой нематериальных активов при продаже и кредитовании малого и среднего бизнеса просто огромнейшие

25 октября 2007 (14:34)

УрБК, Екатеринбург, 25.10.2007. «Оценка активов при продаже и кредитовании малого и среднего бизнеса, основными активами которых являются нематериальные, осуществляется по следующим критериям: длительность соглашений (контрактация создаваемых услуг или продуктов) как доля открытых заказов в объеме продаж; период оборота дебиторской задолженности по таким соглашениям; вклад в прибыль (EBIT, EBITDA, доналоговую прибыль, чистую прибыль) компании таких долгосрочных соглашений; уровень монетизации (свободного денежного потока) выгодных соглашений (соглашений об ограничении конкуренции, лицензии, приобретенные франшизы, контракты с поставщиками), списки клиентов, лояльность покупателей и т. д.», — сообщил УрБК генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.

«Это что касается только контрактных нематериальных активов. Но не нужно забывать об организационном проектировании (технологии, патенты, техническая документация на выдачу патентов, лицензий), торговых марках (авторские права, карты), инженерных знаниях (торговые секреты, рабочие чертежи, образцы), подготовленных и собранных вместе рабочих кадрах, соглашениях по найму, средствах корпоративной идентификации, местоположении (права на определенную деятельность, легкий доступ, красивый ландшафт)», — прокомментировал В. Чащин.

«Вот к этой части сложно применить выражение стоимости, поскольку в нашей стране нет четко закрепленной системы имущественных прав для большинства нематериальных активов. Но и здесь возможны оценочные действия: например, чем больше группа людей, использующих или желающих воспользоваться продуктом или услугой, тем больше стоимость (так, китайская поисковая система, в силу закрытости рынка, может стать вторым Google в мире)», — добавил В. Чащин.

«Проблемы с оценкой активов при продаже и кредитовании малого и среднего бизнеса, основными активами которых являются нематериальные, просто огромнейшие! С НМА всё настолько сложно. А, по сути, проблемы следующие: во-первых, стоимость нематериальных активов зависит от продолжения деятельности компании в качестве действующего предприятия, но эта зависимость очень трудно определяемая. Во-вторых, инвестиции в активы, основанные на знаниях, являются необратимыми и теряются. В-третьих, многие такие нематериальные активы являются узкоспециализированными и используются только внутри компании, продать определенный тип организационных навыков инвестиционной или IT-компании возможно только при продаже всей организации в целом (в силу особенностей квалифицированного персонала). Поэтому выделить их довольно сложно для целей оценки. В-четвертых, отсутствие ограничений на масштабы применений. Пока данный нематериальный актив защищает его владельца от конкуренции, он является прибыльным. Отсюда возникает ещё и стоимость сетевая, совместимости или встроенности с другими продуктами или услугами. И, наконец, в-пятых, неликвидность, неторгуемость нематерильных активов делает эти активы сильно вариативными по оценочным диапазонам стоимости», — сообщил В. Чащин.

«Существуют традиционные отработанные методики оценок данных активов: затратный, рыночный и доходный подходы, а также не традиционный — основанный на использовании реальных опционов. Самый проблемный — это затратный: обычно фактическая стоимость нематериальных активов мало связана с предыдущими затратами на такой актив, более предпочтительно применять методы, основанные на рыночных и экономических показателях, а не на учетных. По каждой категории нематериальных активов имеется своя специфика применения этих трех подходов. Например, доходный подход для нематериальных активов, связанных с клиентами (рекламные агентства, PR-, IT-компании), включает в себя измерение чистой приведенной стоимости (NPV) ожидаемых будущих денежных доходов, которые поступят во время действия остаточного срока отношений с потребителями (срок законтрактации производства), или расчет с использованием кривой распада темпов годового сокращения клиентских отношений. Или, например, рыночный подход, который в оценке использовали многие компании сектора услуг, когда перепродавали потребительские кредиты, пулы ипотек, право требования к потребителям по пластиковым картам, право требования по лизингу, страхованию и т. п. Все эти сделки совершались с клиентскими нематериальными активами, но, как видите, они оказались подвержены значительным рискам и неопределенности. Такие сделки навряд ли будут рефинансировать центральные финансовые власти. Отсюда значительные потери и сильная волатильность последнего времени», — заключил В. Чащин.


Другие материалы по теме: