Молдавия не вернет себе российский рынок алкогольной продукции

Дмитрий Чучулин

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает изменения на рынке алкогольной продукции.

27 марта 2006 г. Россия запретила ввоз вин и другой алкогольной продукции, произведенной в Молдавии и Грузии, мотивировав этот шаг высоким содержанием в импортируемых напитках пестицидов и тяжелых металлов. На долю РФ приходилось 80—85 % от общего объема молдавского экспорта винодельческой продукции. Примерно в то же время главным санитарным врачом страны Геннадием Онищенко было озвучено мнение, что молдавское вино вряд ли вернется на российский рынок.

В результате менее чем за полгода винодельческая продукция Молдавии и Грузии была полностью замещена аналогичными позициями из Аргентины, Франции, Испании, России и других стран. Но осенью 2007 г., после ряда проверок, молдавским производителям алкогольной продукции все же позволили вновь экспортировать вино в Россию.

Однако сейчас рынок алкогольной продукции, по мнению специалистов, очень сильно изменился и говорить о возвращении к той ситуации, когда вина и коньяки из Молдавии имели почти монопольные позиции в ряде ценовых сегментов, нельзя. Торговые сети не стремятся покупать молдавскую алкогольную продукцию, да и объемы ее экспорта в Россию уже не будут такими, как раньше. По мнению экспертов, молдавское вино потеряло свою актуальность для торговых сетей и конечного потребителя.

Проблемы

На сегодняшний день на российском рынке алкогольной продукции у покупателя не существует проблем с выбором: практически любой сорт вина можно найти у целого ряда производителей. К тому же конкуренция среди производителей приводит к тому, что один и тот же сорт можно выбрать среди большого количества французских, аргентинских, австралийских, российских и других вин.

Как считает директор по закупкам ООО «Уральская виноводочная компания» Сергей Лапшин, молдавские производители алкогольной продукции на российском рынке столкнутся с рядом трудностей, которые не позволят им вернуть свои позиции. В наибольшей степени это стоимость вин.

«Раньше вина из Молдавии завоевывали покупателя своей низкой стоимостью, однако сейчас, и это абсолютно точно, они будут стоить дороже аналогичных вин России и других импортеров», — отмечает С. Лапшин.

Также эксперты отмечают тот факт, что объемы поставок молдавского вина в Россию будут несоизмеримо меньшими, чем это было раньше. Так, например, генеральный директор ЗАО «Галион» Станислав Соколов определяет будущее алкогольной продукции из Молдавии на российском рынке как очень туманное. По его словам, непонятно, какую позицию она сейчас сможет занять, поскольку не определены ни сроки, ни объемы, ни закупочная стоимость.

«Все зависит от цен и объемов поставок. Раньше молдавское вино было очень дешевым, что и составляло основу его успеха, но сейчас пока непонятно, по каким ценам начнут импортировать его в Россию и в каком количестве», — говорит С. Соколов.

Эксперты связывают высокую стоимость нынешнего молдавского вина и низкие объемы его поставок с тем, что количество заводов, получивших разрешение на экспорт вина в Россию, сейчас намного меньшее, нежели раньше.

«Дороговизна молдавского вина и малое его количество на прилавках в ближайшем будущем предугадать, в принципе, легко, поскольку на сегодняшний день всего 17 винно-водочных предприятий Молдавии получили лицензию и акцизы на ввоз своей продукции в Россию», — полагает С. Лапшин.

Всё же, несмотря на скептическое отношение специалистов, торговые сети Свердловской области начинают закупать молдавскую винную продукцию, и на этот раз ситуация вышла за рамки обычных слухов, которые не раз уже отмечались как специалистами, так и торговыми сетями.

«Сейчас мы уже слышим конкретные цифры и сроки. Раньше ходили разговоры о возможном возобновлении поставок молдавского вина в Россию, но никто ничего конкретного не говорил. Сейчас же мы начинаем получать предложения от наших московских партнеров», — отмечает начальник отдела закупок ООО «Русь» Галина Хмычкина.

По ее словам, первая партия молдавского вина появится на прилавках города уже в начале ноября, однако вернуть свои позиции на рынке алкогольной продукции молдавским производителям будет очень непросто.

«Потребитель слишком напуган теми событиями, в связи с которыми молдавское вино было снято с прилавков, и будет скептически относиться к нему. Также не стоит забывать о том, что и цены, и объемы импорта вина из Молдавии будут уже не теми, что раньше», — считает Г. Хмычкина.

Конкуренты

Как отмечают специалисты, за время отсутствия молдавского производителя алкогольной продукции на российском рынке его место заняли импортеры из Европы, Южной Америки, Австралии, а также производители России.

«Рынок алкогольной продукции, как на сегодняшний день и почти любой другой рынок розничной продукции, — это прежде всего сети. Попасть на прилавки сетей — очень сложная и даже трудновыполнимая задача, поскольку рынок уже поделен и завоевать какое бы то ни было место в нем можно, только обойдя уже закрепившихся конкурентов. Сделать это можно либо качеством, либо ценой, либо другими способами, однако на сегодняшний день у молдавского вина для этого мало шансов. Совершенно точно можно сказать, что в этом году молдавские вина не попадут в торговые сети, поскольку весь сектор уже занят конкурентами. Прогнозировать ситуацию насчет следующего года пока рано, но вряд ли у Молдавии будут какие-либо шансы», — говорит С. Лапшин.

Помимо проблемы торговых сетей и конкуренции с другими импортерами, молдавскому производителю придется столкнуться еще и с окрепшим и поднявшимся на новый уровень отечественным вином. Заинтересованность государства в развитии отечественного производителя после запрета ввоза вина из Молдавии, по мнению специалистов, привела к его выходу на международный качественный уровень.

«В настоящее время российское вино не уступает по качеству многим импортным маркам. После запрета ввоза вин из Молдавии в отечественный винодельческий сектор были инвестированы серьезные средства, многие предприятия в Краснодарском крае приобрели московские инвесторы, установив при этом новейшее импортное оборудование», — отмечает С. Соколов.

По его мнению, российское вино, как и многие иностранные вина, на сегодняшний день превосходит молдавское по качеству и доступности, что, конечно же, скажется на конечном положении на алкогольном рынке производителей из Молдавии.

Еще одной серьезной проблемой для молдавских производителей станет тот факт, что, скорее всего, традиционных названий для молдавских вин уже не будет. Эксперты отмечают, что это может привести к тому, что многие покупатели просто не станут покупать «новое», «неизвестное» молдавское вино, которое к тому же еще и стоить будет дороже.

«Нишу недорогих столовых вин, которую традиционно на наших прилавках занимала Молдавия, сейчас поделили между собой производители Чили, Италии, Испании, Аргентины, а также французские производители, занимающиеся розливом вина на территории России. Если же к этому добавить тот факт, что традиционных названий молдавского вина уже не будет, а это очень вероятно, то вряд ли покупатель обратит внимание на неизвестные ему «новые» молдавские вина, к которым он после запрета их ввоза в Россию относится скептически», — считает С. Лапшин.

Перспективы

Стоит, правда, отметить, что положение молдавской алкогольной продукции на российском рынке не настолько безнадежно, как это может показаться. К такому выводу специалисты приходят, отмечая тот факт, что некоторые, традиционно молдавские сорта все же будут пользоваться если и не большим, то наверняка стабильным спросом у потребителя.

«Выжить в конкурентной борьбе на рынке алкогольной продукции смогут такие сорта, как, например, «Изабелла», — считает С. Лапшин.

Также, по его словам, более перспективно выглядит ситуация с молдавским коньяком, поскольку он находится в ином ценовом секторе, нежели вино, и стоимость бутылки коньяка для конечного потребителя не играет важной роли.

«Молдавский коньяк и раньше не отличался своей дешевизной, а сейчас будет еще дороже, однако всё же он будет продолжать пользоваться популярностью у определенной категории населения, которое предпочитает именно его. Рынок коньяка — это рынок, где цены находятся на ином, уже более высоком уровне и конечная стоимость бутылки коньяка не так влияет на его продажу, как это происходит с винами», — говорит С. Лапшин.

В то же время эксперт отмечает, что пока нет никаких конкретных предложений по поставке коньяка из Молдавии в Свердловскую область, хотя его появление прогнозировалось раньше, чем появление молдавского вина.


Другие материалы по теме: