Охранные структуры: передел рынка

Изменения в законодательстве, регламентирующем деятельность частных охранных предприятий, могут привести к перераспределению рынка услуг по обеспечению безопасности физических юридических лиц.

8 ноября к рассмотрению правительства РФ был представлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности». Согласно пояснительным документам, данный проект закона направлен на совершенствование государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности. Правительство РФ недвусмысленно указывает на свое недовольство работой частных охранных предприятий на сегодняшний день.

«В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 27 тысяч частных охранно-сыскных структур. Специфика их деятельности напрямую связана с ограничением конституционных прав граждан, а также оборотом оружия и специальных средств, что непосредственно влияет на состояние правопорядка и безопасность государства», — сообщает пресс-служба правительства РФ.

Законопроектом предусматривается установление эффективных методов контроля над частной детективной деятельностью с целью недопущения нарушения конституционных прав граждан (сбор сведений о частной жизни с использованием спецсредств и методов оперативно-разыскной деятельности). При этом особое внимание в документе уделяется не только вопросам усиления уголовной и административной ответственности, но и пресечению фактов использования результатов оперативно-разыскной деятельности и установлению запретов на несанкционированное использование частными структурами информации о клиенте.

Кроме того, положения законопроекта ограничивают участие иностранцев и лиц без гражданства в деятельности по созданию и управлению частными охранными структурами в любой форме, инвестированию в них финансовых средств. При этом у охранных организаций сохраняется право получения кредитов в банках, в составе которых присутствует иностранный капитал.

В качестве мер, которые должны обеспечить реализацию указанных положений, правительство предлагает увеличить размер уставного капитала частных охранных предприятий до 3 миллионов рублей, ужесточить контроль за спецсредствами и действиями сотрудников со стороны уполномоченных лицензирующих органов и структур МВД.

Реакция

Однако сами частные охранные предприятия в новом законопроекте видят несколько иной смысл. По мнению представителей ЧОП, главной целью внедрения изменений в действующее законодательство, регламентирующее охранный бизнес, является вытеснение из него малых фирм, укрупнение участников рынка, а также предоставление дополнительных полномочий и связанных с ними конкурентных преимуществ ограниченному кругу организаций, прежде всего связанных с государством и органами внутренних дел.

«Усиление государственного контроля над ЧОП приведет к массовому банкротству охранных предприятий. Много людей останется без работы, поскольку не все смогут довести свой минимальный уставной капитал до 3 миллионов рублей, как это предполагается установить», — отмечает заместитель директора ООО «ЧОП «Альфа-ФВС» Дмитрий Ефимов.

По словам специалиста, объединения мелких охранных предприятий — очень сложный процесс и не все участники рынка готовы на это пойти. Кроме того, Д. Ефимов отмечает, что в целом прослеживается тенденция закрепления государственного сектора охранных услуг и вытеснения с рынка ЧОП.

«На сегодняшний день уже и так ведется жесткий контроль за частными охранными и детективными организациями. Если проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» будет одобрен правительством РФ, у частных охранных предприятий возникнет множество новых проблем», — считает директор ООО «ЧОП «Скипер» Василий Вилков.

Участники рынка констатируют определенные преимущества от объединения мелких ЧОП, однако принципы усиления дисциплины, более жесткого отбора при приеме на работу или отслеживание судимости в большинстве своем всего лишь теоретически осуществимые. Работодатель прежде всего заинтересован либо в квалифицированных, либо в низкооплачиваемых кадрах, а поскольку в мелких ЧОП в основном присутствует последняя категория, то вряд ли можно говорить о переводе сотрудников из мелких ЧОП в более крупные.

Последствия

«Законопроект об изменении системы госконтроля за ЧОП может привести к увеличению преступности в стране. В Екатеринбурге сейчас около 850 частных охранных предприятий, а это около 18—20 тысяч лицензированных охранников. О количестве нелицензированных я даже говорить не берусь. Все эти люди — это либо уволившиеся из внутренних органов, либо прошедшие горячие точки — люди, которые умеют только воевать, драться, стрелять. Переучиваться они не станут — менталитет не позволит. Единственным выходом для таких людей в данном случае будет работа в криминальных, преступных структурах или работа по найму в незаконных вооруженных бандформированиях. Если большое количество ЧОП закроется, общество ждут серьезные проблемы», — отмечает директор ООО «ЧОП «Легионер» Михаил Воронков.

С такой позицией согласны некоторые другие участники рынка охранных услуг.

«Во-первых, на рынке смогут удержаться только самые крупные организации, остальные будут вынуждены либо объединиться, либо уйти с этого рынка. Во-вторых, этот законопроект повлечет за собой значительное увеличение числа безработных, так как в основном в сферах охранной и детективной деятельности задействованы люди, которые большую часть жизни работали в правоохранительных органах. Эти люди не смогут заниматься другой деятельностью», — считает В. Вилков.

Кроме того, в новом законопроекте эксперты видят заинтересованность государства в продвижении своих охранных структур и вытеснении с рынка частного сектора.

«В новом законопроекте есть пункт, подразумевающий сокращение вооружения у частных охранных предприятий, в то время как государственные структуры этого профиля он не затрагивает. И таких нововведений в законопроекте много. Налицо лоббирование интересов государственных охранных структур и вытеснение частного сектора с рынка», — отмечает М. Воронков.

Дмитрий Ефимов также полагает, что в целом прослеживается тенденция закрепления государственного сектора охранных услуг и вытеснения с рынка ЧОП, и связывает это как с увеличением минимальных для создания предприятия ресурсов, так и с множеством трудностей, таких как, например, ужесточение норм использования оружия или ограничения полномочий ЧОП.

«В правительстве постоянно говорят о развитии и поддержке малого и среднего бизнеса, но при этом создают такие условия, в которых смогут выжить только крупные организации», — констатирует В. Вилков.

В то же время в государственных охранных структурах предложенные законодателями изменения не комментируют, так как именно подразделения вневедомственной охраны и близкие к ним структуры они затронули в меньшей степени.

Итог

В то же время аналитики рынка охранных услуг не исключают, что закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» будет принят уже в течение ближайшего полугода. Его прямым следствием станет резкое уменьшение числа частных охранных предприятий, в первую очередь за счет числа небольших фирм, которые не смогут выполнить требований по размеру уставного капитала и других обязательных нормативов. Предполагается, что в первую очередь исчезнут ЧОП, созданные в качестве «карманных» организаций при более крупных фирмах, а также небольшие частные компании. Значительный ущерб может быть нанесен и агентствам, специализирующимся на детективной деятельности.

Изменения в порядке владения и применения огнестрельного оружия, усиление контроля над ЧОП и уменьшение их прав приведет к снижению их конкурентоспособности, и, как следствие, к тому, что многие клиенты, заинтересованные в вооруженной охране, вынуждены будут воспользоваться услугами государственных структур.


Другие материалы по теме: