Россия и Беларусь: Перспективные рынки для ММК

Растущий спрос на внутреннем рынке и неблагоприятная внешняя конъюнктура заставляют российских металлургов увеличивать объемы реализации продукции на внутреннем рынке.

Наряду с развитием традиционных металлопотребляющих отраслей, активное строительство газопроводов, наращивание темпов строительства жилья и открытие в России автозаводов иностранных компаний делают данное направление поставок особенно перспективным. Внутренний рынок стабильно демонстрирует высокие годовые темпы роста потребления металлопродукции — 7—10 % в год.

Поставки ММК в последние годы

Несколько лет назад руководством ОАО «ММК» внутренний рынок был определен для комбината в качестве приоритетного и стратегически важного. По словам председателя совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова, компания удачно позиционирована для максимального использования этого потенциала — географическая близость к основным потребителям, долгосрочные отношения с ключевыми клиентами.

Доля экспорта в структуре отгрузки металлопродукции комбината неуклонно уменьшалась все последние годы. Если в 1999 году на экспорт было отправлено 63 % продукции ММК, то в 2004 году доля экспорта уменьшилась до менее чем 51 %. Одновременно с этим в 2004 году по сравнению с 2003 годом объем реализации товарной металлопродукции комбината на внутреннем рынке увеличился на 241 тыс. тонн и впервые за последние 10 лет превысил уровень 5 млн. тонн.

В 2005 году, также впервые за всю новейшую историю предприятия, экспорт металлопродукции ММК стал меньше отгрузки на внутренний рынок. Доля экспорта в структуре реализации продукции комбината уменьшилась в 2005 году до 49,9 % по сравнению с 50,6 % в 2004 году, а поставки металлопроката с маркой ММК российским потребителям увеличились в минувшем году более чем на 100 тыс. тонн.

Претерпела изменения в 2005 году и региональная структура экспорта продукции ОАО «ММК». Если в последние годы большая часть экспортных поставок комбината приходилась на Китай и страны Юго-Восточной Азии, то в 2005 году, вследствие превращения Китая в нетто-экспортера металлопроката, увеличения тарифов на железнодорожные перевозки и снижения рентабельности продаж на дальневосточном направлении, объем продаж металлопродукции ММК в Китай и страны ЮВА значительно уменьшился. Так, доля стран ЮВА в структуре экспорта комбината снизилась с 38 % в январе 2005 года до 14 % в ноябре. Доля Китая уменьшилась с 22 % в январе 2005 года до примерно 3 % в ноябре того же года.

В следующем году объем реализации товарной металлопродукции на внутреннем рынке по сравнению с 2005 годом увеличился на 905 тыс. и превысил 6 млн тонн.

Представители ММК отмечали тогда, что роста продаж на российском рынке удалось достичь в первую очередь за счет более чем 50-процентного увеличения отгрузки сортового проката (его доля в структуре отгрузки составила 26 %). На 13 % возросли продажи плоского проката.

2007 год

За 9 месяцев нынешнего года ММК увеличил отгрузку на внутренний рынок на 26 %. Об этом сообщил начальник управления конъюнктуры рынка ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Николай Анашков, выступая на XX Международной конференции «Российский рынок металлов».

По словам Н. Анашкова, итогом года для ММК должно стать увеличение производства товарной металлопродукции на 850 тыс. тонн. Этот рост во многом обеспечивается расширением емкости российского рынка, поэтому сбытовая политика ММК базируется на приоритетном отношении к внутренним потребителям. За последние три года, при общем росте производства комбината на 13 %, отгрузка на внутренний рынок выросла на 28 %, тогда как продажи на экспорт остались на прежнем уровне. В 2007 году работа в этом направлении продолжилась, свидетельством чему стало увеличение продаж ММК на внутренний рынок за 9 месяцев 2007 года. За данный период общий объем реализации металлопродукции ММК на внутреннем рынке составил 5,6 млн. тонн. Примерно 70 % этого объема составили поставки отраслевым клиентам, 30 % — региональным дистрибьюторам. В 2008 году также планируется направить весь ожидаемый прирост производства товарной металлопродукции на внутренний рынок.

Белоруссия

По словам заместителя директора по сбыту ОАО «ММК» Бориса Семенова, поставки металлопродукции для предприятий Республики Беларусь являются, наряду с отгрузкой продукции комбината на российский внутренний рынок, приоритетными и стратегически важными для ММК.

Выступая в Минске на конференции «Перспективы сотрудничества ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» с предприятиями Республики Беларусь», он сообщил, что в текущем году ММК удвоит поставки металлопродукции в Республику Беларусь.

При этом с представителями крупнейших потребителей продукции ММК, таких как БелАЗ, МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», были заключены долгосрочные (на 6 месяцев и более) контракты на поставку металлопродукции по фиксированным ценам.

По словам Б. Семенова, одной из основных тенденций развития российского и белорусского рынков металлопродукции в последние годы является устойчивый рост объема потребления. Так, если в 2006 году металлопотребление в Белоруссии составило 1,35 млн тонн металлопроката, то в нынешнем году это показатель должен вырасти до 1,5 млн тонн. Сбытовая политика комбината во взаимодействии с белорусскими потребителями аналогична идеологии работы ММК с предприятиями России, а подходы в согласованиях условий поставки и порядка взаиморасчетов учитывают особенности законодательств двух государств. Это говорит о том, что ОАО «ММК» неразрывно связывает поставки и взаимоотношения с предприятиями Республики Беларусь с внутренним рынком РФ», — отметил Б. Семенов.

Объем поставок магнитогорского металла в Белоруссию постоянно увеличивается. В 2005 году они составляли 54,5 тыс. тонн, в 2006 году увеличились до 79 тыс. тонн. По результатам первых 10 месяцев 2007 года объем поставок металлопродукции ММК в Белоруссию составил 135 тыс. тонн, а по итогам всего года объем отгрузки магнитогорского металла должен вырасти до 160 тыс. тонн. В 2008 году, по словам Б. Семенова, ММК планирует поставить в Республику Беларусь уже 200 тыс. тонн металлопродукции.

Эксперты называют белорусский рынок для меткомбината перспективным, при этом отмечая, что ММК и в дальнейшем может усиливать свое присутствие здесь.

«В Белоруссии сейчас прослеживаются тенденции ориентированности внутреннего рынка на импорт, что связано с ограниченностью возможностей местных производителей и потребностями растущей белорусской экономики», — заявил УрБК аналитик ИК «Финам» Константин Романов.

«Рост импорта черной металлопродукции, в частности, составляет порядка 30 %, а главным поставщиком традиционно является Россия, которая поставляет порядка 60 % импортной металлопродукции. Сегодня в Белоруссии работают все крупнейшие компании России, при этом она является привлекательным рынком для российских компаний в силу как экономических, так и политических факторов. С одной стороны, Белоруссия располагает промышленностью, в частности автозаводами, которая обеспечивает рост потребностей в металле, с другой стороны, политическая ситуация также влияет на проявление руководством республики лояльности по отношению к российским компаниям. Рынок Белоруссии остается наиболее привлекательным из числа стран СНГ, и российские металлурги могут рассчитывать на значительное укрепление позиций в этой стране», — полагает аналитик.

По словам генерального директора ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволода Чащина, увеличение поставок продукции ОАО «ММК» в Республику Беларусь выгодно обеим сторонам, но требует четкой выверки по ассортименту продукции.

«Без договоренностей на политическом уровне и информационной доступности к межправительственным соглашениям по газу и нефти выход на этот рынок является рискованным маневром. У ММК такой «ресурс» имеется, именно поэтому комбинат может наращивать свое присутствие на этом рынке», — отметил В. Чащин.

Навстречу потребителям

В последние годы ключевые потребители ММК (в первую очередь речь идет о трубниках и автопроме) выдвигают новые требования к качеству и объемам поставляемой продукции. Для максимального удовлетворения потребностей предприятий меткомбинат приступил к реализации масштабных инвестиционных проектов.

В 2002 году на ММК вошли в строй новые уникальные производственные объекты, среди которых можно выделить особо двухклетевой реверсивный стан «1700» холодной прокатки производительностью 800 тыс. тонн холоднокатаного листа в год и крупнейший в России агрегат непрерывного горячего цинкования мощностью 500 тыс. тонн продукции в год. Наряду с агрегатом горячего цинкования, в цехе покрытий ОАО «ММК» в 2004 году вошел в строй агрегат нанесения полимерных покрытий производительностью 200 тыс. тонн окрашенной продукции в год.

В 2005—2006 годах на Магнитогорском металлургическом комбинате были реализованы два крупных проекта реконструкции производственных мощностей. Прежде всего было полностью обновлено сортопрокатное производство ММК. В сортовом цехе были заменены все устаревшие сортовые станы, взамен которых вошли в строй три новейших, полностью автоматизированных агрегата производства итальянской компании Danieli. В 2005 году были введены в эксплуатацию сортовой стан «450» и мелкосортный стан «370», а в 2006 году состоялся пуск проволочного стана «170».

В 2006 году на комбинате появился новый цех — электросталеплавильный, который пришел на смену последнему мартеновскому цеху ММК. Комплекс электросталеплавильного производства включает в себя две сверхмощные электродуговые печи производительностью 2 млн тонн жидкой стали в год каждая, агрегат «печь-ковш», слябовую и сортовые МНЛЗ. Реконструкция сталеплавильного производства комбината позволила отказаться от устаревших и малоэффективных технологий, повысить конкурентоспособность магнитогорского металла на отечественном и мировом рынках.

Крупнейшим инвестиционным проектом ММК ближайших лет должно стать строительство толстолистового стана «5000». В ноябре 2006 года был подписан контракт с известным немецким машиностроительным концерном SMS-DEMAG на комплексную поставку оборудования для строительства толстолистового стана «5000» и слябовой МНЛЗ. По словам Виктора Рашникова, организация работы данного комплекса в ОАО «ММК» позволит производить высокорентабельный толстолистовой прокат шириной до 4 850 мм для нефтегазовой отрасли, судо-, мосто- и машиностроения. Указанная продукция наиболее востребована у производителей труб большого диаметра. Производительность толстолистового стана «5000» составит около 1,5 млн тонн в год. Стоимость проекта — около $ 1 млрд. Ввести комплекс в эксплуатацию предполагается в 2010 году.

Выводы

Эффективная политика топ-менеджмента ММК, направленная на максимальное удовлетворение нужд конечного потребителя, позволила комбинату стать крупнейшим поставщиком для ряда отраслевых компаний. Поэтому стремление Магнитки укрепить свои позиции на внутреннем и белорусском рынках выглядит вполне предсказуемым. С каждым годом емкость двух рынков растет, соответственно, увеличивается спрос на качественную металлопродукцию. И обозначенные приоритеты в направлении деятельности ММК открывают перед предприятием широкие возможности.


Другие материалы по теме: