«Коммерсантъ», Николай Яблонский и Анна Моторина «Уралсевергаз» оставляют наедине с потребителем»

15 января 2008 (09:02)

ГАЗЭКС изменила договорные отношения с поставщиком газа

Вчера ГАЗЭКС (контролируется КЭС-Холдингом) заявила о пересмотре схемы работы в 2008 году с потребителями и поставщиком газа — «Уралсевергазом» (дочка «Итеры»). Газораспределительная компания намерена отказаться от заключения трехсторонних договоров. С нынешнего года она будет подписывать соглашения лишь с потребителями, а потребители — с «Уралсевергазом». Это, говорят в ГАЗЭКСе, соответствует рыночным реалиям. В «Уралсевергазе» считают, что новая схема не позволит компании контролировать поступление газа конечным потребителям. Поэтому поставщик требует через суд обязать ГАЗЭКС подписать трехстороннее соглашение.

Как рассказал директор екатеринбургского филиала ООО «ГАЗЭКС-Менеджмент» Денис Паслер, с 2002 по 2007 год в Свердловской области действительно заключались трехсторонние соглашения — между поставщиком газа («Уралсевергазом»), транспортировщиком (ГАЗЭКС) и потребителем. «Однако к 2008 году мы решили перейти на другую схему, согласно которой заключаются два двухсторонних договора: один между поставщиком и потребителем, другой — между газораспределительной компанией и потребителем», — сообщил он. По словам господина Паслера, это связано с тем, что трехсторонние договоры требовали дополнительных технических соглашений, в которых отдельно прописывались вопросы контроля за соблюдением режимов газопотребления, учета газа, ответственности потребителей и ГАЗЭКСа за сохранность газа в сетях. «В двухстороннем договоре с потребителем все эти нюансы учтены», — пояснил он. Также господин Паслер добавил, что практика двусторонних соглашений давно и весьма успешно применяется в большинстве регионов России. По мнению главы екатеринбургского филиала ГАЗЭКС, такая схема работы соответствует рыночным реалиям, так как, в частности, позволяет потребителю выбрать альтернативного «Уралсевергазу» поставщика. «Например, он может купить топливо на бирже по более низким ценам. И такие прецеденты уже были», — отметил господин Паслер.

Однако в «Уралсевергазе» настаивают на заключении трехсторонних договоров, которые ранее ежегодно пролонгировались. «Предлагаемый ЗАО « ГАЗЭКС» порядок транспортировки по двусторонним договорам, во-первых, не обеспечивает сохранность газа «Уралсевергаза» в распределительных трубах. Во-вторых, указанная схема противоречит действующему законодательству, поскольку правом заключения договора на транспортировку газа с газораспределительной организацией (ГРО) обладает его собственник — в данном случае, ЗАО «Уралсевергаз» », — отметил пресс-секретарь ЗАО «Уралсевергаз» Олег Власов. По его словам, после того как этот вопрос не удалось решить в рабочем порядке, компания приняла решение обратиться в Свердловский арбитражный суд. В иске к ЗАО «ГАЗЭКС» поставщик требует принудить ответчика к заключению трехстороннего договора транспортировки газа, подлежащего поставке в 2008 году покупателям, подключенным к сетям указанной газораспределительной организации. Кроме того, арбитраж на время рассмотрения дела принял обеспечительные меры и запретил ответчику совершать действия по прекращению оказания услуг по транспортировке газа. Следующее судебное заседание назначено на 22 января.

«Стремление «Уралсевергаза» к заключению трехсторонних соглашений очевидно, поскольку, таким образом, у компании есть определенный рычаг влияния. С помощью такого договора поставщик имеет возможность изменить условия контракта, маневрировать поставками, получить дополнительный доход в случае пересмотра условий договора, ценовой политики, в случае недопоставок газа. Таким образом «Уралсевергаз» может контролировать ГАЗЭКС», — считает аналитик по нефти и газу ИК «Брокеркредисервис» Екатерина Кравченко. А старший нефтегазовый аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров не исключает, что «Уралсевергаз» желает переложить часть затрат на транспортировщика. «Дело в том, что при трехстороннем соглашении у транспортировщика появляется больше потенциальных обязанностей, в частности по сбору оплаты. То есть ГАЗЭКС становится зависим не только от поставщика, но и от третьей стороны — потребителя, который не является надежным плательщиком. На сегодняшний день в регионах очень высокий уровень задолженности, а введение двухсторонних соглашений означает для поставщика потерю собираемости денег. Поэтому трехстороннее соглашение дает возможность «Уралсевергазу» застраховаться от возможных потерь», — отмечает он. «Кроме того, при двухстороннем соглашении потребители могут вместо «Уралсевергаза» выбрать другого поставщика», — добавляет госпожа Кравченко.

« Ъ» будет следить за развитием событий.

Николай Яблонский, Анна Моторина


Другие материалы по теме: