«Российская газета» и Сергей Авдеев: «Время как адвокат»

15 февраля 2008 (09:55)

Многие обвиняемые уходят от наказания из-за долгого рассмотрения

Десятки обвиняемых в совершении уголовных преступлений остаются безнаказанными из-за того, что рассмотрение их дел длится годами. Инкриминируемые им статьи УК теряют силу по истечении срока давности — и люди, обвинявшиеся даже в серьезных преступлениях, обретают полную свободу, счастливо избежав приговора.

Три года в судах

Еще в марте 2005 года Свердловской прокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении руководителя областного Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество Виктора Шалдина. В июне 2006-го окружным главком МВД России ему предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса РФ — хищение с использованием служебного положения и превышение должностных полномочий. Шалдину вменяется в вину присвоение казенной квартиры стоимостью больше четырех миллионов рублей, незаконное увольнение своих сотрудников с выплатой им свыше трех миллионов рублей и растрата имущества учреждения в пользу сторонних организаций.

«РГ» не раз писала о ходе расследования и судебных слушаний по этому громкому делу. Из квартиры, которую незаконно присвоил Виктор Шалдин, его выселили. Осталось разобраться с растратой и превышением полномочий. Суд Ленинского района Екатеринбурга, который рассматривает это дело, занимается им… вот уже третий год. За это время досконально изучены материалы двенадцати томов уголовного дела, рассмотрены многочисленные ходатайства подсудимого и его адвокатов. Но судебные заседания периодически откладываются, переносятся на неопределенное время из-за болезней участников процесса. Прошло уже больше 30-ти заседаний — и конца им пока не видно.

Сколько времени, финансовых и организационных ресурсов затрачено — считать не принято. Никто не спорит: правосудие требует сил, средств и времени, чтобы быть справедливым. Но сколько их, этих сил, еще потребуется, чтобы наконец прозвучал приговор? А время в этом случае — ключевой фактор, и он работает на подсудимого.

Почему так долго суд не может принять решение? Оставим в стороне домыслы. В числе причин значатся в основном занятость судей в других процессах, те же болезни и прочие объективные факторы. Но как же быть с неотвратимостью наказания, которую гарантирует нам всем Конституция? «Вор должен сидеть в тюрьме», — говорил незабвенный Глеб Жеглов. А если не вор — так оправдайте, отпустите на свободу.

Пока не получается ни то, ни другое. А время идет. И судью поменять процессуальный кодекс не позволяет. То есть наказание все-таки «отвратимо»? Хотя бы временно.

Два года назад в отношении начальника исправительной колонии № 56 Субхана Дадашова было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса РФ (превышение должностных полномочий). Дадашов обвинялся в том, что незаконно направлял в Ивдельский городской суд материалы на условно-досрочное освобождение своих подопечных, осужденных за особо тяжкие преступления. Преступникам был в свое время вынесен смертный приговор, но в порядке помилования казнь для них заменена длительными сроками лишения свободы. Убийцы и насильники отсиживали какое-то время, а потом по рекомендациям руководства колонии представлялись за «примерное поведение» к условно-досрочному освобождению. И суд, доверяя характеристикам начальника ИК, освобождал матерых преступников. Некоторые из них, выйдя на свободу, снова совершили тяжкие преступления, в том числе убийства.

«РГ» также писала об этом. В ходе следствия Дадашову было предъявлено еще одно обвинение — по части 1 статьи 285 (злоупотребление должностными полномочиями). Дело для рассмотрения по существу было направлено в Свердловский областной суд 16 октября 2006 года. Но оттуда его почему-то переправили в суд Ивделя, а потом по кассации прокуратуры вернули обратно.

Лишь в марте прошлого года по делу Дадашова было начато судебное следствие. И снова были отсрочки заседаний в связи с болезнью подсудимого. Несколько раз суд выезжал в колонию для допроса свидетелей. На сегодняшний день допрошены около 70 человек, рассмотрены все 14 томов уголовного дела. Осталось выслушать сторону защиты и перейти к прениям.

Однако за то время, пока шло судебное расследование, по истечении срока давности с Дадашова уже сняты обвинения по четырем эпизодам, предусматривающим наказание по 286 статье. Еще по трем эпизодам, если суд не успеет вынести приговор, наказание само собой «растворится» в феврале будущего года, в марте 2010 и в декабре 2011. Уголовные статьи тают, как весенний снег. И вроде бы все по закону. От должности Дадашов отстранен, но не уволен. Исправно получает полковничью зарплату. А дальше — почти по восточной сказке: или ишак сдохнет, или падишах помрет.

По истечении срока давности

Череда громких дел о невыплате зарплат на предприятиях Свердловской области зазвучала в СМИ последние два-три года как сигнал о серьезном нарушении прав граждан. Были возбуждены десятки уголовных дел в отношении руководителей предприятий — и это вселило в людей надежду на то, что справедливость восторжествует. Уральские прокуроры предали обвиняемых суду, и к ответу действительно были призваны многие руководители предприятий, долги по зарплате в области резко пошли на убыль.

Но вот, например, одно из самых громких дел — по Тавдинскому гидролизному заводу. Все СМИ региона рассказывали три года назад, как на обанкротившемся предприятии более 800 человек месяцами не получали зарплату. Общий долг предприятия перед работниками составлял семь миллионов рублей. В отношении его руководителя Багреева было возбуждено уголовное дело, по которому он мог лишиться свободы сроком до двух лет. Но прошло два года судебных будней, в течение которых Тавдинский городской суд так и не смог принять по делу решения, и Багреев стал чист перед законом, истек срок давности его вины перед рабочими. Обвинения с него сняты.

И такие примеры далеко не единичны. Скажем, повезло подобным же образом директору ООО «Металлообработка» из Полевского, по вине которого не получали своевременно зарплату больше 100 человек. Благополучно избежал какой-либо ответственности за это же уголовное преступление руководитель завода крупнопанельного домостроения в Екатеринбурге.

Проблема своевременного рассмотрения дел в судах не нова и характерна не только для Свердловской области. Тему загруженности судей обсуждают на всех уровнях власти и пытаются ее решить десятилетиями. Что-то полезное уже сделано в ходе судебной реформы, но факты остаются фактами.

Как на эту ситуацию смотрит «око государево»? Мы обратились за комментарием в пресс-службу управления Генеральной прокуратуры в УрФО и вот какой получили ответ:

— Лучшая профилактика преступности — это неотвратимость наказания. К сожалению, подобные факты свидетельствуют о наличии серьезных проблем, которые в ряде случаев сводят на нет все усилия, предпринятые органами правоохраны по выявлению и изобличению преступников. С такой практикой прокуратура принципиально мириться не может.


Другие материалы по теме: