Безлимитный Интернет: синдром передела рынка

В Екатеринбурге наблюдается перераспределение рынка услуг по предоставлению доступа к сети Интернет для физических лиц

Екатеринбургский рынок доступа в сеть Интернет для физических лиц на протяжении последних месяцев переживает период перераспределения, связанный с массовым внедрением целым рядом провайдеров безлимитных тарифов, подразумевающих практически неограниченное пользование Сетью на основе ежемесячной абонентской платы.

История

До начала 2006 года безлимитные тарифы на подключение к сети Интернет для физических лиц в Екатеринбурге практически не существовали. Случаи подобных услуг были единичными и фактически исчерпывались индивидуальными договоренностями отдельных лиц с небольшими компаниями. При этом средняя стоимость трафика по городу составляла порядка 2 рублей за мегабайт, колеблясь в пределах от 1 до 6 рублей.

В 2006 году ряд операторов предложили своим клиентам безлимитные тарифы на различных «особых условиях». Как правило, подобные продукты не использовали существующие магистральные каналы (за использование которых самим операторам приходилось платить арендную плату). Одним из технических решений было использование спутникового Интернета, следствием чего становилось негарантированное качество сигнала, проблемы с исходящим трафиком, отсутствие прямых IP-адресов.

Первые серьезные изменения произошли на рынке в 2007 году и были связаны с массовым продвижением безлимитных тарифов низких скоростей (64,128 кбит/сек.), предложенных компанией «Уралсвязьинформ», развивавшей собственное направление связи через ADSL-модемы с использованием существующей телефонной проводки на основе медной витой пары. Так как компания является фактически монопольным владельцем большей части медной проводки в Екатеринбурге, тем самым она стремилась максимально использовать собственные ресурсы. Учитывая отсутствие необходимости арендовать каналы, а также масштабы бизнеса УСИ, компания позволила себе предложить абонентам цены, которые многие конкуренты назвали демпинговыми.

Первоначально безлимитные тарифы имели ограничения на объемы скачиваемой информации (3, 6 гигабайт в месяц), что вкупе с низкой скоростью соединения делало их привлекательными для достаточно узкой категории пользователей. Осознавая это, УСИ изначально позиционировал их как «студенческие» и «ученические» решения.

Однако отмена лимитов на объемы скачивания и постепенный рост скорости соединения делал их все более и более конкурентоспособными. Но существенные перемены на рынке были связаны с массовым внедрением скоростного (до 1 мегабита в секунду) безлимитного доступа в Интернет, которое произошло летом 2007 года. Высокая скорость соединения и незначительные ограничения на объемы входящего трафика (25, 50 гигабайт в месяц) при абонентской палате, не превышающей 1 000 рублей в месяц, привели к росту востребованности данных тарифов.

Связано это было прежде всего с относительно более низкой стоимостью входящего трафика. При средней цене в 2 рубля за мегабайт при помегабайтной оплате безлимитный тариф оказывается выгоднее уже при 300—500 мегабайтах входящего трафика, что относительно немного. При предельных значениях безлимитное соединение оказывается выгоднее помегабайтного в 100 раз.

Причины

Согласно мнению экспертов, подобная ситуация стала возможной благодаря введению компанией «Голден Телеком» в эксплуатацию летом этого года третьего магистрального кабельного канала, соединяющего Екатеринбург с Москвой. По оценкам различных экспертов, емкость соединения выросла более чем в два раза. Необходимость заполнить новый канал трафиком породила резкое снижение стоимости межгородского трафика для крупных и средних провайдеров и дала им возможность предложить своим клиентам, в том числе и частным, новые ценовые условия. Одним из следствий усилий провайдеров по заполнению емкости канала и стало предложение безлимитных тарифных планов.

Следствием этого стал целый ряд серьезных изменений на рынке предоставления услуг доступа в сеть Интернет. Как отмечают аналитики, резко сократилось число новых подключений у операторов, которые не имеют безлимитных тарифов, и выросло число клиентов тех провайдеров, которые готовы предложить своим абонентам подобную услугу. Более того, массовым становится отказ абонентов «помегабайтных» операторов от их услуг и подключение «второго» провайдера с безлимитным трафиком.

Стоит отметить, что изменение ситуации на рынке заставило пересмотреть свою ценовую политику и те компании, которые не связаны напрямую с «Голден Телекомом». Они также были вынуждены ввести безлимитные тарифы или снизить плату за трафик. В результате за несколько месяцев средняя цена одного мегабайта входящего трафика снизилась с 2 рублей до 1 рубля.

При этом со стороны активных пользователей в адрес провайдеров, использующих помегабайтные тарифные планы и не снижающих плату, начали раздаваться обвинения в получении сверхприбылей за счет своих клиентов. Очевидно, что, если компания имеет возможность продавать трафик по 2 копейки за мегабайт, а продает его по 2 рубля, прибыль ее должна исчисляться тысячами процентов.

Мнения

Специалисты рынка предоставления интернет-услуг говорят о том, что стоимость тарифного плана является основным критерием при выборе провайдера.

«Со временем все больше и больше пользователей подключается к безлимитным тарифам. Важнейшими критериями выбора при этом являются скорость и цена за подключение, а также размер абонентской платы. У провайдеров могут быть установлены разные суммы абонентской платы на тарифы с одинаковой скоростью, что дает абонентам возможность выбора. Некоторые пользователи подключаются к двум или трем провайдерам сразу и при сравнении могут перейти к тому, у которого стоимость услуг ниже», — отмечает администратор сектора технической поддержки ЗАО «Уралтелекомсервис» (генеральный агент ОАО «УралСвязьИнформ») Кирилл Лисьев.

«Предоставление интернет-услуг строится на нескольких существенных критериях: стоимость, скорость, качество Сети и обслуживания. Таким образом, стоимость доступа к сети Интернет является не единственным, но наиболее приоритетным по сравнению с другими критерием при выборе провайдера», — говорит менеджер по рекламе ООО «Фирма «Скайнет» Марина Харченко.

«Выгода от использования безлимитного тарифа очевидна: он обходится абоненту значительно дешевле лимитированного. Если цена за 1 мегабайт трафика, к примеру, будет составлять 1,5 рубля, то за 1 гигабайт загруженной из Сети информации абонент, находящийся на лимитированном тарифе, заплатит порядка 1,5 тысячи рублей, а на безлимитном тарифе за тот же объем информации — 400 рублей. Налицо тенденция по снижению цен на безлимитные тарифные планы, а стоимость помегабайтных тарифов пока не изменяется. Однако, на мой взгляд, в условиях идущей сегодня гонки провайдеров за внимание абонентов стоит ожидать понижения цены на помегабайтные тарифные планы», — говорит К. Лисьев.

«Для абонентов, потребляющих большой объем трафика, безлимитные тарифы обходятся гораздо дешевле тарифов с помегабайтной оплатой, однако тенденции к повсеместному отказу от лимитированных тарифов на данный момент не прослеживается, стоимость помегабайтного трафика сегодня постоянно снижается. Кроме того, ряд абонентов не видят разницы в том, каким тарифным планом пользоваться, поскольку они готовы платить за интернет-услуги только определенную, лимитированную сумму. Для таких абонентов нет большой разницы между безлимитным и помегабайтным тарифами, поскольку более важным критерием для них является высокая скорость в ограниченном промежутке времени», — говорит М. Харченко.

Итог

Эксперты прогнозируют: примерно через полгода на рынке установится новое равновесие цен на услуги интернет-провайдеров, а пока они нацелены на привлечение абонентов к своим услугам, из-за чего стоимость услуг будет снижаться, пока конкуренция не перейдет из ценовой сферы в область качества и эксклюзивности услуг. Не исключено, что ситуация может повторить ту, которая сложилась в результате так называемых ценовых войн между операторами сотовой связи, следствием которых стало резкое, в десятки раз, снижение стоимости их услуг в 2003—2005 годах.

«В данный момент ряд провайдеров вводят новые безлимитные тарифные планы, которые предполагают скорость в 1 Мбит в секунду. В условиях высокого уровня конкуренции на рынке услуг по предоставлению доступа к сети Интернет остальные провайдеры будут делать то же самое, а размер абонентской платы будет снижаться. По моему мнению, равновесие на рынке установится как минимум через полгода», — добавил К. Лисьев.

«Мы считаем, что любое изменение тарифов одним из провайдеров моментально ведет к коррекции цен остальными. Скорее всего, цены будут снижаться до тех пор, пока на рынке не останется небольшое количество провайдеров, обладающих рядом уникальных особенностей», — отметила М. Харченко.

При этом эксперты отмечают, что в наиболее уязвимой ситуации оказались провайдеры, которые в силу тех или иных причин оказались отрезанными от новых возможностей и не имеют возможности предложить их своим клиентам. Не исключено, что именно за их счет крупным игрокам рынка удастся увеличить свою клиентскую базу.


Другие материалы по теме: