Борьба за уральский алюминий

Очередной виток «битвы» за уральский алюминий выигран губернаторами, не последнюю роль в этом сыграл Э. Россель.

Корни этой «битвы» уходят в начало 90-х годов, когда алюминиевые заводы находились в весьма плачевном состоянии. По выражению Анатолия Сысоева, генерального директора Богословского алюминиевого завода, они просто «лежали на боку». Причина была та же, что и во всей остальной промышленности России: предприятиям предоставили полную свободу действий, а цены отпустили «в свободное плавание». Но при этом никто не задался вопросом: где заводы будут брать оборотные средства на закупку сырья и комплектующих? Тяжелое финансовое положение предприятий и дефицит оборотных средств не позволяли осуществлять закупки самостоятельно. Тогда и возникла идея использовать схему переработки давальческого сырья («толлинг») в алюминиевой промышленности. Компании, располагавшие достаточными средствами, стали закупать сырье и отдавать его на переработку. Таким образом удалось сохранить ряд предприятий, в том числе градообразующих. Преимущества и недостатки толлинговой схемы – предмет для обсуждения. Но заводы работают, люди получают неплохую зарплату, растут налоговые поступления в бюджет, поддерживается социальная сфера. Всё бы хорошо, но начался передел собственности, «исключительно увлекательное занятие», по выражению одного известного в области человека.

СибAл

Известная группа «Сибирский алюминий» решила включить в свою структуру предприятия алюминиевого комплекса Свердловской области. Глава группы «СибАл» (не путать с СУАЛом, дочерней структурой «Реновы») Олег Дерипаска лоббировала отмену, вернее, непродление толлинга. В конце 1997 г. изменения, которые фактически отменяли внутренний толлинг, были внесены в уже подписанное премьером Кириенко постановление. Однако удалось восстановить первоначальный вариант постановления и сохранить алюминиевый комплекс области. Тогда Дерипаска предпринял широкомасштабное наступление по всем фронтам, цель которого – получение контроля над российской алюминиевой промышленностью. Если передел произойдет, то может погибнуть не один уральский город. Не секрет, что большинство предприятий алюминиевого комплекса области являются градообразующими. С большой вероятностью серьезные проблемы ожидают город Североуральск, да и для всей Свердловской области время перехода на новые схемы работы будет связано с перманентным предкризисным состоянием.

Результатом победы Дерипаски в «битве» за российскую алюминиевую промышленность может стать резкое снижение уровня жизни населения Свердловской области. Очевидно, что решение правления МАП РФ от 20 июля 2001 г. о повышении тарифов на железнодорожные перевозки бокситов, глинозема, алюминия было очередным витком битвы за уральский алюминий. Повышение тарифов якобы было призвано компенсировать потери МПС от экспортно-импортных перевозок, но при этом не были учтены условия, сложившиеся в алюминиевой промышленности России. Алюминиевые заводы Урала и Сибири ориентированы на переработку прежде всего отечественных бокситов и глинозема. Поэтому повышение железнодорожных тарифов делает добычу бокситов и развитие российских месторождений неэффективными. Под вопрос было поставлено существование Северо-Уральского и Южно-Уральского бокситового рудников, освоение Средне-Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми. Только СУАЛ, чьи филиалы расположены в Иркутской, Свердловской и Мурманской областях, за август понес потери в размере более 1 млн долл. США. А от благополучия БАЗа, УАЗа, ИркАЗа, и КАЗа во многом зависит ситуация в регионах, размеры налоговых и социальных платежей. «Решения, которые приняло правительство, существенно ухудшают положение предприятий, которые осуществляют перевозки российских грузов, – считает президент СУАЛ-Холдинга Вексельберг. – Снижены тарифы на импортные перевозки и введены повышающие коэффициенты на перевозку, в частности, бокситов и глиноземов». Как известно, СУАЛ-Холдинг перевозит ежегодно около 4 млн тонн бокситов и более 1,5 млн тонн глиноземов. По заявлению руководства СУАЛа, повышение тарифов при таких объемах перевозок негативно скажется на экономических и финансовых результатах компании в этом году. СУАЛ-Холдинг подготовил ряд обращений в Правительство РФ, МПС, Министерство экономики.

Роль власти

На ошибочность решения МАП РФ указали не только металлурги, но и губернаторы крупнейших регионов страны. Социальная ситуация во многих городах зависит от состояния дел на предприятиях алюминиевого комплекса. Повышение железнодорожных тарифов может привести к сокращению объемов производства на этих предприятиях, сокращению объемов налоговых платежей и, как следствие, к повышению социальной напряженности. Осознавая опасность сложившейся ситуации, губернаторы Свердловской и Иркутской областей, республики Коми прямо обратились к правительству с указанием на ошибочность решения МАП и необходимость его пересмотра. В частности, Юрий Спиридонов отметил огромную значимость разработки Тиманского месторождения для всего региона.

К счастью, государственный подход возобладал над интересами отдельных естественных монополий. Результатом стало решение Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте от 29 августа, а затем и решение правления МАП о понижении тарифов на железнодорожные перевозки бокситов и алюминиевых руд от 4 сентября. Таким образом, МАП фактически признало ошибочность своего решения о повышении тарифов. Заводы продолжают работать в полную силу, стабильно отчисляя налоги в региональные бюджеты, развивается социальная инфраструктура регионов, сотни тысяч человек обеспечены работой. Это означает, что региональные власти смогли отстоять интересы отечественного производителя, обеспечив поддержку национально значимых компаний, и сохранить перспективы для развития отечественной горнорудной отрасли.

Работа региональных властей, в частности Свердловской области, в плане поддержки отечественного производителя ведётся давно и имеет вполне ощутимые результаты. Так, например, 29 июня в Екатеринбурге прошла научно-практическая конференция «О перспективах развития сырьевой базы алюминиевой промышленности России». Ее организовало министерство экономики и труда Свердловской области при участии ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» и ЗАО «Трастконсалт групп». В конференции приняли участие представители правительства РФ, органов государственной власти Свердловской области и Республики Коми, алюминиевых предприятий области и научных учреждений. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель отметил, что алюминиевый комплекс, созданный на Урале еще в предвоенные годы, прошел через все трудности переходного периода и стабильно работает. В Свердловской области производится 80% бокситов. Практически две трети российского глинозема (63 %) дают Богословский алюминиевый завод (БАЗ) и Уральский алюминиевый завод (УАЗ). Они перерабатывают в основном бокситы с Североуральского бокситового рудника (СУБР) и Южно-уральских бокситовых рудников (ЮБР). В 1998 г. СУБР увеличил добычу бокситов на 5,2 %, однако уральские заводы все еще загружены не полностью. На ЮБРе, что в Челябинской области, добыча падает. Положение осложняется тем, что с распадом СССР дефицит глиноземного сырья резко вырос и составил порядка 1 млн тонн.

Итог

В результате поиска рациональных путей сохранения и развития алюминиевого комплекса Урала был сделан вывод, что надежной отечественной сырьевой базой, обеспечивающей устойчивую работу уральских заводов, может стать месторождение бокситов Среднего Тимана в Республике Коми. Принятая Правительством области программа развития уральских заводов до 2010 г. предусматривает дальнейший рост производства глинозема. Кроме того, возобновление строительства второго глиноземного цеха на БАЗе – БАЗ-2 – позволит в два раза увеличить его мощность. Иными словами, потребность уральских алюминиевых заводов в глиноземе может быть удовлетворена без привлечения импорта. Следует отметить, что губернатор свердловской области Эдуард Россель договорился с главой Республики Коми Юрием Спиридоновым о совместной работе над этим проектом. Правительство области заботится также и о сохранении собственной сырьевой базы. Так, СУБРу на пять лет предоставлены налоговые льготы, которые позволят предприятию экономить около 12 млн руб. в год. Крупнейшее алюминиевое предприятие севера области (БАЗ) планирует строить шахту «Новокальинская». В горнорудной отрасли России подобных строек не было уже десять лет. Обеспечение стабильной работы СУБРа в течение ближайших 30-40 лет необходимо с социальной и экономической точек зрения. Технологически это также неизбежно, поскольку тиманские бокситы из-за их качества можно перерабатывать только при подшихтовке их субровскими.

Таким образом, расширение отечественной сырьевой базы алюминиевой промышленности базируется на сотрудничестве Свердловской области и Республики Коми. Создание АО по разработке бокситов Тимана с участием Правительства РФ, Правительств Свердловской области и республики Коми, ОАО «БАЗ», ОАО «СУАЛ», МПС РФ существенно ускорит комплексное развитие сырьевой базы уральской алюминиевой промышленности, освоение природных ресурсов севера Республики Коми и Свердловской области и позволит обеспечить отрасль отечественным сырьем. Становится очевидным, что успех в снижении тарифов на перевозку бокситов, глинозема и алюминия – это очередное достижение региональных властей, прежде всего Свердловской области, в русле грандиозной работы по поддержке отечественного производителя. Нельзя не согласиться с высказыванием премьера Воробьева: «Российское правительство приняло абсолютно верное решение о снижении тарифов на железнодорожные перевозки руд цветных металлов. Основы конституционного строя гарантируют равенство перед законом всех субъектов, в том числе и экономических. Снижение тарифов на перевозку руд цветных металлов восстанавливает равные условия для предприятий, работающих на отечественном и импортном сырье. Областная власть всегда защищала и будет защищать отечественного производителя, в том числе и предприятия цветной металлургии».


Другие материалы по теме: