Инвестиционные компании пошли по пути «финансовых пирамид»?

Институциональные игроки рынка частных инвестиций меняют рекламную стратегию.

Российские инвестиционные компании оказались в сложных условиях: снижение доходности вложений в фондовый рынок и мировые финансовые кризисы делают доверительное управление средствами и участие в паевых инвестиционных фондах все менее привлекательными для частных инвесторов.

2004 и 2005 годы были временем стремительного роста отечественного фондового рынка. Большинство российских компаний в момент выхода на него были значительно недооценены, и потому рост стоимости их акций был прогнозируемым и закономерным. Кроме того, растущая российская экономика была привлекательна для иностранных инвестиций, во многом именно вливания из-за рубежа стимулировали рост котировок отечественных ценных бумаг. В такой ситуации различные методы инвестирования в фондовый рынок (как индивидуальные, так и коллективные) оказывались значительно более выгодными методами вложения средств. В среднем по рынку доходность подобных инвестиций могла составлять (в зависимости от избранных стратегий) от 30 до 80 % годовых. Отдельные инвестиционные компании обеспечивали доход более 100 % годовых.

Однако уже с 2006 года наблюдается тенденция по снижению доходности инвестиций в инструменты фондового рынка. Рост основных фондовых индексов замедлился, вместе с ним снизился и прирост средств, отданных в доверительное управление или вложенных в ПИФы. Периоды роста стали перемежаться с достаточно частыми периодами рецессии, падениями котировок большого числа ценных бумаг. В среднесрочной перспективе многие вложения оказывались убыточными. В 2007 году подобные тенденции только усилились. Доходность многих инструментов оказалась ниже уровня инфляции, некоторые ПИФы и управляющие компании продемонстрировали убытки, то есть уменьшение суммы инвестиций.

Ситуация на рынке

Согласно данным Национальной лиги управляющих, в среднем стоимость активов российских ПИФов в 2007 году выросла на 18—20 %. Учитывая маржу при покупке и продаже пая и налоги, их доходность оказалась вполне сопоставимой с доходностью по инвестиционным вкладам. Можно предположить, что средства, отданные в доверительное управление, показали примерно те же объемы роста. Но при подсчете прибыли с них нужно учитывать, что рост стоимости активов на 20 % за год еще не означает, что инвестор получит прибыль в размере 20 % годовых. Во-первых, управляющая компания возьмет свой процент за распоряжение средствами — обычно он составляет от 0,5 до 2 % от общей суммы инвестиции (причем данные средства зачастую взимаются даже в том случае, если инвестиции оказались убыточными). Во-вторых, она получит «плату за успех» — от 10 до 50 % от суммы увеличения стоимости активов. Далее, управляющая компания, выступающая в роли налогового агента, вычтет еще и налог на доходы.

В результате по итогам 2007 года вложения в фондовый рынок в среднем оказались более чем сопоставимы с традиционными методами инвестирования, например банковскими вкладами. При этом риск двух видов вложения средств является несопоставимым: достаточно отметить, что многие ПИФы и управляющие компании продемонстрировали доходность меньше уровня инфляции, а некоторые оказались убыточными. То есть граждане, вложившие свои средства в эти инструменты, в результате потеряли часть своих средств. Учитывая, что инфляция в прошлом году, даже по официальной статистике, составила практически 12 %, эти потери оказались достаточно существенными.

Нет ничего удивительного, что уже в середине осени 2007 года наметился массовый отток средств граждан из инструментов фондового рынка. В первую очередь он затронул паевые инвестиционные фонды, потерявшие миллиарды рублей. Статистика по управляющим компаниям является менее доступной, но эксперты рынка полагают, что и в этом секторе наблюдалась аналогичная ситуация.

Как показала практика, люди, изъявшие свои средства из фондовых инструментов, оказались правы. В начале 2008 года фондовый рынок России потряс один из крупнейших кризисов за последние 8 лет. За несколько дней основные фондовые индексы (а значит, и котировки наиболее торгуемых акций) снизились более чем на 20 %. Вместе с ними снизилась стоимость паевых инвестиционных фондов, инвестировавших в эти бумаги. Аналогичным образом вложения управляющих компаний продемонстрировали отрицательную доходность. Несмотря на небольшой рост рынка, отмеченный в феврале, до сих пор большинство ПИФов демонстрируют отрицательную доходность по сравнению с началом года.

Учитывая, что кризисные явления в мировой экономике, прежде всего ипотечный кризис в США и связанный с ним мировой кризис ликвидности, не только не преодолены, но и не достигли своего апогея, можно предположить, что вряд ли российский фондовый рынок в ближайшее время ожидает период бурного роста. Ситуация на нем нестабильна, что объясняется в том числе и стремлением зарубежных инвесторов снизить свои риски. В том числе и за счет избавления от «сомнительных» ценных бумаг, к которым относятся и акции российских предприятий.

В такой ситуации эксперты не могут с уверенностью прогнозировать дальнейшее состояние рынка. Равновероятными представляются как сценарии, прогнозирующие дальнейшую стагнацию с незначительными колебаниями, так и резкие рост или падение котировок. В результате вложения в фондовые инструменты именно сейчас выглядят высокорисковыми, в то время как их прибыльность — более чем сомнительной. Учитывая, что в последнее время кредитные учреждения демонстрируют повышенный интерес к привлечению депозитов и предлагают все более привлекательные условия на традиционных методах сбережения и накопления средств, нет ничего удивительного в том, что фондовые инструменты постепенно теряют привлекательность среди инвесторов.

Новая стратегия

Но, несмотря на эту тенденцию, а возможно, и вследствие ее, в последнее время наблюдается резкое увеличение рекламной активности целого ряда инвестиционных компаний, предлагающих свои услуги частным инвесторам. Примером может служить резкое увеличение числа рекламных сообщений компанией «БрокерКредитСервис», предлагающей как услуги по доверительному управлению средствами, так и собственные паевые инвестиционные фонды. Наблюдатели не исключают, что оно может быть следствием стремления представителей этого сектора рынка восполнить потери разочаровавшихся инвесторов за счет привлечения новых клиентов, в первую очередь ранее не инвестировавших в инструменты фондового рынка, не имеющих специальных знаний и плохо разбирающихся в особенностях его функционирования.

Об этом может свидетельствовать изменение рекламной риторики таких компаний: если до последнего времени представители финансового рынка апеллировали в первую очередь к финансово грамотным людям, используя в качестве аргументов рациональные доводы и реальные финансовые показатели, то сейчас тенденция изменилась: на первое место выходят эмоциональные доводы и различного рода рекламные уловки. До последнего времени такие приемы были свойственны совсем иной категории компаний, привлекающих средства, — разного рода «потребительским кооперативам», которых сами квалифицированные участники рынка клеймили как «финансовые пирамиды» и «недобросовестные компании», «спекулирующие на финансовой безграмотности населения».

Впрочем, у наблюдателей складывается впечатление, что сами представители инвестиционных компаний в сложной ситуации заимствуют методы привлечения инвесторов именно у строителей «пирамид» — ориентируются на группы населения с относительно невысокой финансовой грамотностью, обещают своим потенциальным инвесторам «золотые горы», не распространяются относительно ситуации, сложившейся на финансовом рынке в настоящий момент.

По закону инвестиционные компании, работающие с инструментами фондового рынка, не имеют права обещать своим клиентам фиксированного дохода. Более того, в каждом рекламном объявлении они обязаны уведомить о том, что стоимость активов под их управлением может не только расти, но и снижаться. Впрочем, подобные регуляторные механизмы обходятся инвестиционщиками достаточно простым образом. Во-первых, в рекламных сообщениях фигурируют не конкретные цифры процентов прибыли, а достаточно абстрактные описания возможного роста благосостояния, наступающего вследствие инвестирования в фондовые инструменты.

Примером может служить реклама того же «БрокерКредитСервиса», в которой инвесторы после передачи средств менеджерам БКС начинают летать за покупками в Париж, а на рыбалку — на Мальдивы.

Другим разрешенным методом привлечения инвесторов является упоминание финансовых показателей, достигнутых в предыдущие исторические периоды. Этой возможностью для саморекламы инвестиционные компании также пользуются очень широко. При этом они предпочитают предъявлять потенциальному клиенту статистические данные не за 2007 год (зачастую компании ссылаются на то, что до сих пор не успели подвести его итоги), а за более ранние периоды — 2006, 2005 годы, когда их успехи были более ощутимы.

Кроме того, зачастую используется прием, позволяющий значительно улучшить «среднестатистические» данные, демонстрируя показатели реального или виртуального инвестора, вложившего свои средства в момент минимальных котировок (пик очередного кризиса) и изъявшего деньги в период максимума рынка. В результате могут получиться результаты значительно более высокие, нежели среднегодовые показатели (до 20—40 % в месяц). При этом, как правило, умалчивается о том, что всегда существует и обратный вариант — случай, когда человек «входил» на рынок «на пике», приобретя акции по максимальной цене, а через некоторое время сталкивался со значительным обесцениванием своих ценных бумаг.

В подобного рода рекламных кампаниях профессиональные участники рынка предпочитают не упоминать о рисках потери средств, связанных с указанными формами инвестирования. Между тем следует отметить, что риски здесь вполне сопоставимы с теми, которые существуют в потребительской кооперации. Но если в случае пресловутых «финансовых пирамид» все они носят криминальный характер (обман клиента, невыплата ему процентов или основной суммы инвестиции — уголовно наказуемое преступление), то в случае вложения средств в фондовый рынок их возможная потеря предусмотрена законом.

Риски

Следует отметить, что управляющая компания, принявшая средства в доверительное управление или руководящая деятельностью ПИФа, не несет никакой ответственности за финансовые потери своих инвесторов. Если организаторам «пирамиды» в случае потери их клиентами средств придется скрываться от закона, опасаясь тюремного заключения, то инвестиционная компания в том же случае продолжит свою работу и даже на законных основаниях будет требовать с него денег.

Единственным ограничением в случае доверительного управления является договор, в котором может быть прописан максимальный уровень потерь, при котором управляющий обязан вывести средства с рынка и прекратить торги. В различных стратегиях такой лимит может составлять как 90 %, так и 10 % средств. То есть на наиболее высокорисковой стратегии управляющий может «спустить» до 90 % средств своего клиента, сославшись при этом на плохую конъюнктуру рынка. Более того, в ряде случаев управляющий все равно получит свои 2 % от первоначальной суммы инвестиций «за управление средствами».

В случае паевых инвестиционных фондов нет даже этих сдерживающих механизмов. Если управляющие допустят ошибку и вложат средства в акции, которые резко упадут в цене, то за один день стоимость паев может снизиться и на 20 %, и на 99 %. Предъявить претензии и потребовать возврата средств инвесторы в этом случае просто не смогут.

Рекламный ролик УК «БрокерКредитСервис», записанный с радиоэфира, послушать.


Другие материалы по теме: