Инвесткомпании призывают вкладывать в ПИФы, показывающие отрицательную доходность

27 марта 2008 (10:45)

Последствия продолжающегося мирового финансового кризиса и рецессии американской экономики продолжают оставаться основными факторами, определяющими колебания российского фондового рынка. С начала 2008 финансового года основным трендом на нем остается падение котировок большинства акций. Индекс РТС к закрытию сессии 26 марта достиг лишь 1 995,19 пункта (по состоянию на 1 января он был на уровне 2 296,56). Индекс ММВБ, достаточно уверенно начав год с 1 914,48 пункта, за три месяца опустился до уровня 1 593, 46 пункта (по состоянию на закрытие сессии 26 марта). Вслед за ними снижается и доходность производных финансовых инструментов, а также стоимость паев большинства ПИФов.

По мнению экспертов, вложения в фондовый рынок в массе своей в этом году оказались убыточными. По состоянию на 25 марта 2008 года из 443 российских паевых инвестиционных фондов увеличение стоимости паев продемонстрировали только 63. Если учитывать инфляцию, которая, по экспертным оценкам, в первые три месяца 2008 года составит не меньше 2,5 %, то реальную прибыль принесли только 13 фондов, то есть порядка 3 % от их общего числа. В среднем по рынку потери за первый квартал этого года составляют 8—12 %.

Лидерами убыточности на 25 марта стали паевые фонды «Солид-инвест» (УК «Солид Менеджмент»), «Альфа-капитал Финансы» (УК «Альфа-капитал»), «Останкино — Российская связь» (УК Банка Москвы). Стоимость одного пая этих ПИФов с начала года снизилась более чем на 22 %.

Нет ничего удивительного, что паевые инвестиционные фонды теряют популярность, многие инвесторы стремятся вложить свои средства в более надежные инструменты, способные обеспечить гарантированную прибыль.

Однако в последнее время отмечено увеличение активных призывов инвестиционных компаний вкладывать свои деньги в инструменты фондового рынка. В частности, наблюдается рост рекламной активности целого ряда участников рынка, предлагающих свои услуги частным инвесторам.

Примером может служить резкое увеличение числа рекламных сообщений компании «БрокерКредитСервис», предлагающей как услуги по доверительному управлению средствами, так и собственные паевые инвестиционные фонды. В качестве одного из рекламных ходов является упоминание о «Фонде голубых фишек», который принес своим пайщикам прибыль в более чем 190 % за три года. При этом в рекламных продуктах не упоминается, что большая часть этой прибыли была сформирована в 2005 году, а по итогам первых трех месяцев 2008 года его паи подешевели на 11,3 %. Доходность этого ПИФа за последний год также оказалась отрицательной: инвесторы, купившие паи 25 марта 2007 года, к настоящему моменту потеряли 1,48 %, с учетом инфляции — более 12 %.

Аналогичную рекламную активность проявляют и другие инвестиционные компании. Так, о перспективах вложений в ценные бумаги и ПИФы на падающем рынке рассуждают представители УФК «Уралсиб». При этом последние не упоминают о том, что их пайщики с начала года уже потеряли порядка 10 % от собственных вложений. Так, у «Лукойл Фонд первый» стоимость пая снизилась на 17,62 %, «Лукойл Фонд отраслевых инвестиций» потерял 14,14 %, «Лукойл Фонд перспективных вложений» — 9,77 %.

По мнению целого ряда экспертов, стремление управляющих компаний привлечь новых пайщиков связано со стремлением восполнить собственные активы, уменьшающиеся вследствие оттока профессиональных инвесторов. Именно поэтому одним из трендов новой рекламной кампании эксперты называют ее ориентацию на людей, не имеющих профессиональных знаний в области фондового рынка, не разбирающихся в макроэкономических тенденциях.

В то же время аналитики рынка затрудняются в оценке будущих колебаний основных фондовых индексов. Мировой кризис финансовой сферы отнюдь нельзя считать завершенным, экономика США только начинает входить в полосу рецессии и экономического спада, что позволяет предположить дальнейшее снижение интереса инвесторов к ценным бумагам развивающихся рынков, в том числе и российского. На этом фоне предсказания будущего роста котировок акций выглядят столь же правдоподобными, как и предсказания дальнейшего падения отечественного фондового рынка.

Нет ничего удивительного в том, что в такой ситуации эксперты советуют потенциальным инвесторам не спешить с выбором объекта для инвестирования, не доверять безоговорочно рекламным обещаниям и понимать, что, в отличие от банковских вкладов, никакие инструменты фондового рынка не гарантируют никакой доходности, а стоимость паев или ценных бумаг может не только расти, но и, наоборот, снижаться.


Другие материалы по теме: