«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: «Эдуард Россель подлил «Кольцово» керосина»

20 марта 2008 (08:16)

Свердловский губернатор намерен разрушить монополию екатеринбургского аэропорта на рынке авиатоплива

Свердловские власти намерены лишить «Кольцово» монополии на продажу авиакеросина. Вчера губернатор Эдуард Россель заявил, что достигнута договоренность с НК «Лукойл» о строительстве в екатеринбургском аэропорту второго топливно-заправочного комплекса (ТЗК). Эксперты оценивают проект в $15-20 млн и отмечают, что появление конкурента может сократить доходы «Кольцово» не менее чем на 10%.

Идею о строительстве еще одного ТЗК свердловский губернатор Эдуард Россель озвучил вчера на совещании с руководителями строительных компаний. «Нужно срочно построить второй заправочный комплекс, чтобы была конкуренция, и тогда цены бы снизились, а то у нас авиакомпании уже летают заправляться в Москву», — обосновал необходимость строительства ТЗК господин Россель. Сейчас в екатеринбургском аэропорту действует один топливно-заправочный комплекс, входящий в структуру ОАО «Аэропорт «Кольцово»» (контролируется группой «Ренова»), поставщиком которой является ТНК-ВР. Стоимость тонны керосина в «Кольцово» составляет порядка 23,3 тыс. рублей без НДС (для сравнения в тюменском аэропорту «Рощино» — 17 тыс. рублей).

Ценовая политика «Кольцово» не раз подвергалась критике как со стороны губернатора, так и участников рынка авиаперевозок. Так, в 2006 году генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов на пресс-конференции в Екатеринбурге подчеркивал, что цены на топливо в «Кольцово» выше, чем в европейских аэропортах. Базовый перевозчик екатеринбургского аэропорта «Уральские авиалинии» также указывали на необоснованно высокие цены, в частности, по их жалобе УФАС обязал «Кольцово» в конце 2006 года снизить стоимость тонны керосина с 22,45 тыс. рублей до 16,45 тыс. рублей и уплатить штраф в размере 16,7 млн рублей. «Нынешние тарифы согласованы с антимонопольной службой, и претензий у ведомства к ним нет», — подчеркнула директор по связям с общественностью «Кольцово» Юлия Федотова.

Тем не менее, губернатор Россель считает, что возможность для снижения цен на керосин есть. По его мнению, этому будет способствовать выход на рынок еще одного игрока. Конкурент «Кольцово» уже определен — это нефтяная компания «Лукойл» Вагита Алекперова. По словам губернатора Росселя, принципиальное согласие от руководства компании уже получено. В «Лукойле» «Ъ» подтвердили наличие планов по строительству ТЗК в «Кольцово». Предполагается, что строительством и управлением ТЗК займется 100%-ная «дочка» «Лукойла» — «Лукойл-аэро». Правда, как подчеркнули в компании, пока официальных документов о строительстве комплекса нет, хотя уже разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта. Параметры строительства пока не озвучиваются. По оценкам генерального директора группы компаний «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгения Островского, объем инвестиций в ТЗК составит порядка $15-$20 млн. По его мнению, появление на екатеринбургском рынке авиакеросина еще одного игрока нецелесообразно: ТЗК в «Кольцово» проектировался еще в советское время, когда уровень авиаперевозок был выше, поэтому даже сейчас его мощности недостаточно загружены. «Объемы продаж топлива для «Лукойла» могут оказаться несущественными», — указывает эксперт.

В «Кольцово» идею господина Росселя не комментируют, ссылаясь на отсутствие официальных документов о строительстве нового ТЗК. Отраслевые аналитики же отмечают, что в случае реализации «Лукойлом» своего проекта «Кольцово» может сократить свои доходы на 20-25%. По данным пресс-службы екатеринбургского аэропорта, в структуре доходов 50% составляют продажи керосина. . По оценкам руководителя аналитического отдела портала «Авиапорт. ру» Олега Пантелеева, «Лукойл» сможет занять до 50% рынка. «У «Лукойла» есть достаточно ресурсов, чтобы предложить оптимальные цены и выгодные условия на свое топливо — недалеко находятся НПЗ (Пермский край — «Ъ»), расходы на логистику небольшие», — поясняет эксперт. С ним соглашается и гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак, по мнению которого у «Лукойла» есть все шансы заполучить самого крупного клиента — «Уральские авиалинии». «У этой авиакомпании не простые отношения с аэропортом, в том числе и по ценам на авиакеросин», — подчеркнул он.


Другие материалы по теме: