«Коммерсантъ», Сергей Антонов и Анна Моторина: «Кольцово» сливает керосин»

25 апреля 2008 (08:03)

Компания выводит ТЗК в отдельную структуру для продажи

Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» пошел на уступки областным властям, требующим устранить монопольное положение компании на рынке авиакеросина. Вчера «Кольцово» сообщило о создании 100% дочерней структуры ООО «ТЗК Кольцово», в которую будет выведен единственный в аэропорту топливно-заправочный комплекс (ТЗК). Как отмечают отраслевые аналитики, это первый шаг по продаже ТЗК стороннему оператору, которым, с большой долей вероятности, станет «Лукойл».

Решение ФАС о разрешении «Кольцово» создать 100%-ную дочернюю структуру, которая будет заниматься заправкой самолетов в екатеринбургском аэропорту, вчера было опубликовано на официальном сайте «Кольцово» в разделе «для авиакомпаний и партнеров». В сообщении ФАС оговариваются условия создания дочки: в частности, создать ООО «ТЗК Кольцово» можно при условии, что деятельность структуры не будет ущемлять права авиакомпаний и ограничивать конкуренцию. В самом «Кольцово» от подробных комментариев категорически отказались. «Информация о хозяйственно-экономической деятельности ООО «ТЗК Кольцово» не раскрывается», — заявила ведущий специалист по связям с общественностью компании Ольга Ладейщикова. Не смогла она пояснить и целесообразность создания топливно-заправочного предприятия.

Что примечательно, решение о создании дочки «Кольцово» приняло после того, как свердловские власти начали предъявлять авиапредприятию претензии: его неоднократно упрекали в монопольно высоких ценах на топливо. В апреле этого года губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил, что у аэропорта появится конкурент — строительством второго ТЗК займется НК «Лукойл». Представители мажоритарного акционера «Кольцово» (группа компаний «Ренова») пытались возражать главе области, ссылаясь на то, что средства от продажи керосина — один из основных источников финансирования реконструкции аэропорта, но услышаны не были.

Вскоре, на конференции «Открытое небо Урала-2008» (состоялась 11 апреля), заместитель генерального директора екатеринбургского аэропорта по инвестициям Антон Федотов заявил, что компания готова передать ТЗК в управление сторонней организации или продать его.

Отраслевые эксперты указывают, что вывод топливного актива из состава «Кольцово» может означать первый шаг аэропорта к продаже комплекса. «Очевидно, что вывод этого актива в отдельное юридическое лицо продиктовано стремлением продать комплекс. А продавать имущество всегда легче, когда оно оформлено в отдельную бизнес-единицу», — утверждает генеральный директор группы компаний «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский.

«ТЗК может быть интересен не только профессиональным топливозаправщикам, но и самим вертикально интегрированным нефтяным компаниям, которые сейчас активно развивают сферу сбыта и входят в этот сегмент. Гораздо проще купить долю или весь комплекс, чем строить новый — строительство второго ТЗК займет 3-4 года, а конъюнктура на рынке может значительно измениться», — считает генеральный директор ООО «Аэрофьюэлз групп» Владимир Спиридонов. По его оценкам, стоимость екатеринбургского ТЗК составит порядка $45 млн: «Похожий топливно-заправочный комплекс Самары с мощностями в 1,5 раза ниже был оценен в $30 млн». Евгений Островский, генеральный директор ТОАП, предполагает, что «Кольцово», скорее всего, запросит за ТЗК цену намного выше рыночной. «При оценке комплекса, его владельцы будут учитывать возможные сверхприбыли, получаемые от монопольного положения, а потому цена будет в разы выше», — указал он.

Наиболее вероятными покупателями «ТЗК Кольцово» участники рынка и аналитики называют «Лукойл», «Аэрофьюэлз групп» и ТОАП .Правда, ни господин Спиридонов, ни господин Островский не подтвердили, что готовятся к сделке с «Кольцово». А в пресс-службе «Лукойла» «Ъ» сообщили, что ведут переговоры о приобретении уже существующего в «Кольцово» топливно-заправочного комплекса, но раскрывать детали переговоров не стали.


Другие материалы по теме: