«Уральский рабочий» и Леонид Жвакин: «Никто не поможет»

1 апреля 2008 (11:12)

Жертвам финансовых пирамид

Формально в Свердловской области финансовых пирамид нет. То есть нет вступивших.в силу судебных, приговоров в отношении мошенников, обманувших надежды частных инвесторов. При этом профессиональные участники рынка ценных бумаг открыто признают, что им известно о существовании нескольких недобросовестных компаний, но пресечь деятельность пирамид, пока они сами не лопнут, практически невозможно. Разбираться в благонадежности управляющих народными деньгами остается самим вкладчикам.

И все-таки они существуют

Распознать финансовую пирамиду, несмотря на горький массовый опыт 90-х годов, становится все сложнее. Рынок ценных бумаг в России активно развивается, и у частного инвестора появляется все больше доступных инструментов для вложения свободных средств: ПИФы, «народные» 1РО, интернет-трейдинг, долевое строительство, Рогех. Не удивительно, что в гонку за «хорошим процентом» включились и мошенники, ловко маскирующие свои истинные намерения под модными вывесками: брокер, доверительное управление, потребительский кооператив...

В теории схему работы «классической» пирамиды знает любой пенсионер (наверняка помнящий «ки-далово» с ваучерами). Учреждается фирма, проводится масштабная рекламная кампания по привлечению средств частных инвесторов с обещанием баснословных процентов. Привлеченные деньги, вместо того чтобы «работать», оседают в карманах учредителей. При этом обещанные проценты вкладчикам выплачиваются за счет денег, вносимых новыми инвесторами. Когда объем взятых обязательств достигает критической массы и прекращается поток финансовых поступлений, устроители лохотрона испаряются. Пирамида лопнула.

На практике выявить мошенников среди однотипных соблазнительных предложений по размещению кровно заработанных совсем не просто. Пример. Есть известная во всей России управляющая компания «Альфа-Капитал». А в Екатеринбурге появляется никому не известный кредитно-потребительский кооператив граждан с одноименным названием — «Альфа-Капитал». Обыватель же видит в рекламном объявлении название компании, которое у него на слуху, и обещание 60 (!) процентов годовых. Естественно, в «настоящей» управляющей компании обнаружили подвох и дали соответствующий комментарий:

— Наша компания не имеет ничего общего с кредитно-потре-бительским кооперативом «Альфа-Капитал». Зная о не совсем лестной репутации данной организации в Екатеринбурге как кооператива, который обещает заоблачную прибыль своим клиентам, мы приложим все усилия для того, чтобы потребители не ассоциировали нашу компанию с этим кооперативом. Уверен, с юридической точки зрения деятельность этой организации не по всем параметрам законна, — заявил на встрече с журналистами по случаю открытия филиала компании в Екатеринбурге заместитель генерального директора УК «Альфа-Капитал» Илья Хайкин.

Да только все ли потенциальные инвесторы регулярно штудируют источники деловой информации, где мог быть опубликован этот комментарий? Вряд ли. Зато наверняка все слышали звон про то, как престижно для любой солидной компании разместить свои акции на фондовом рынке. К титанам «народного» 1РО (публичной продажи акций населению}, таким как «Роснефть», «Сбербанк» и «ВТБ», решила присоединиться пермская компания «Ричброкерсервис» (РБС), имеющая представительство и в Екатеринбурге. Обыкновенные акции этой конторы с 17 марта были допущены к торгам на классическом рынке РТС (одна из крупнейших биржевых площадок в России) вне листинга. А уже 20 марта торги прекратились. Причина — экспертное мнение участников рынка, в том числе членов совета директоров РТС и Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). По их мнению, права акционеров «Ричброкерсервис» могут быть нарушены. Это достаточное основание для исключения из списка торгуемых бумаг, заверил представитель РТС.

Дело в том, что согласно отчетности за III квартал 2007 года собственный капитал «Ричброкерсервис» — 71,4 млн рублей, из них 66,8 млн рублей оплачено... программным обеспечением собственной разработки. То есть эфемерной материей, реальную стоимость которой оценить почти невозможно. Кстати, акции пермского ОАО обращаются на фондовой бирже «Санкт-Петербург», там они выросли с 12 февраля на 80 процентов, а капитализация РБС достигла 57 млн долларов.

А еще на сайте ОАО «Ричброкерсервис» предлагается отдать деньги в долг ООО «Ричброкерсервис» {ООО РБС) под весьма привлекательный процент. По словам президента этих компаний Ярослава Иванцова, ООО РБС уже заняло у граждан порядка 35 млн рублей... Эксперты рекомендуют держаться от компании с «дутым» капиталом подальше, а СМИ уже окрестили пермских молодчиков «продавцами воздуха».

И опять риторический вопрос: как рядовому человеку, не имеющему экономического образования, распознать за такими маневрами, кто воздух продает, а кто делом занят?

Не вляпаться

В некоммерческом партнерстве профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР) рекомендуют обращать внимание на следующие признаки финансовых пирамид:

— В рекламных объявлениях отсутствует номер лицензии, указывается чужая лицензия или своя, но на другой вид деятельности,

— В рекламе обещают процентные выплаты по привлеченным средствам по ставке, в разы превышающей среднерыночную, или обещают высокие гарантированные проценты. Чудес не бывает, тем более что сейчас не 90-е, когда на некоторых видах коммерческой деятельности и вправду можно было сделать быструю и большую прибыль. Что касается сегодняшнего дня, то прибыльность в несколько десятков процентов еще могут обеспечить паевые инвестиционные фонды (и то в условиях нынешнего фондового кризиса — вряд ли) — но они ничего гарантировать не могут. А уж доходность в сотни процентов годовых — это и вовсе миф.

Компания не способна подтвердить свою деятельность (куда размещаются средства), предоставленную информацию невозможно проверить.

— Компания не состоит ни в одной из саморегулируемых организаций.

— В рекламе и объявлениях используют названия и фирменную символику известных компаний — профессиональных участников рынка ценных бумаг.

— С договором можно ознакомиться только в офисе компании или при личной встрече.

— Срок деятельности компаний-пирамид обычно не превышает года, после происходит смена юридического лица (вывески) и продолжение деятельности.

— Офис компании занимает 1—2 комнаты с минимальной обстановкой, «работают» там 1—2 сотрудника, может быть охранник.

— За директором (учредителем) не числится никакой недвижимости, он не состоит в зарегистрированном браке.

Также специалисты ПУФРУР напоминают, что согласно Закону «О защите прав и законных интересов инвесторов» профучастник рынка ценных бумаг обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и сведения: копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны); сведения об уставном капитале, о размере собственных средств и резервном фонде.

Понятно, что все указанные документы может истребовать и квалифицированно исследовать обладатель больших денег, которому, скорее всего, наши советы излишни. Практика показывает, что обычная жертва мошенников -человек с весьма скромными доходами, не имеющий ни экономической квалификации, ни возможности привлечь грамотных консультантов. Ему остается лишь одно — не верить в чудеса. Задайтесь простым вопросом: почему эта контора занимает у граждан деньги под существенно худшие для себя проценты, нежели кредитные ставки в любом банке?

Оговоримся: речь идет о компаниях, работающих на рынке ценных бумаг, потребительские кооперативы граждан к ним не относятся. При этом кооперативы — любимая форма организации мошенников. По словам адвоката, имеющего опыт защиты обманутых вкладчиков, Александра Чер-носкутова, работающие в Екатеринбурге потребительские кооперативы граждан в подавляющем большинстве — мошенники:

— Просто еще не настал «судный день». Люди все еще несут туда деньги, поэтому проценты по вкладам выплачиваются. Если кто-то требует вернуть всю сумму полностью, ему предлагают пролонгировать договор. Так как проценты выплачиваются исправно и немалые, человек, как правило, соглашается, и это продлевает «срок жизни» пирамиды. Пока же учредители наших кооперативов покупают себе хорошие машины, большие квартиры.

Почему мошенники так любят эту форму собственности? Очень просто — в отличие от других форм отношений юридического лица и гражданина, член кооператива не может в любой момент из него выйти. Вы можете быстро забрать свой вклад из банка (пусть и лишившись процентов), продать ПИФу свой пай по текущей его стоимости... Для выхода же из кооператива нужно решение собрания его членов. Эту форму, кстати, использовала печально известная «Уральская инвестиционно-строительная компания».

Преступления без наказаний

— Хоть мы и знаем о существовании недобросовестных организаций, называть их «финансовыми пирамидами» было бы некорректно, так как вина их руководителей не доказана, — комментирует Игорь Кузьмин, заместитель руководителя регионального отделения в УрФО Федеральной службы по финансовым рынкам РФ. — Мы, как регуляторы рынка, можем только собирать информацию: из рекламных объявлений, которые дают недобросовестные компании, из заявлений граждан, считающих, что их обманули. Но открыто заявить, что в той или иной компании действуют мошенники, мы не можем, так как для этого необходим вступивший в силу приговор суда.

По сути, вкладчик становится обманутым только тогда, когда он пришел в офис компании, а там уже никого нет. Что делать в такой ситуации?

— Мое личное мнение: если вы уже попали, то есть мошенник исчез с вашими деньгами, бежать некуда, — считает Дмитрий Кудрявцев, председатель общественной организации «Защита прав инвесторов».

Нюанс в том, что сам факт невозврата вложенных средств еще не основание для возбуждения уголовного дела. Мошенники делают все возможное, чтобы не выходить за пределы гражданско-правовых отношений, в которых есть такое понятие, как «коммерческий риск».


Другие материалы по теме: