Директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер: Ситуация с «пирамидостроением» настолько острая, что законодатели не могут терять время на поиск механизма деления кредитно-потребительских кооперативов на «чистые» и «нечистые»

10 апреля 2008 (13:23)

УрБК, Екатеринбург, 10.04.2008. «Форма кредитно-потребительского кооператива при «нормальной» реализации обладает несомненным преимуществом для входящих в него участников, в первую очередь из-за относительно простого получения денежных средств. Эта простота достигается за счет того, что выдача кредитов в данном случае означает перераспределение средств внутри ограниченного числа членов кооператива, известная аналогия с «кассой взаимопомощи», — заявил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.

«На этой основе появляется вполне обоснованное взаимное доверие, а значит, возможность избежать при выдаче взаимных кредитов большинства процедур коммерческого банка, который исходит из презумпции недоверия к заемщику», — подчеркнул А. Мецгер.

«К сожалению, КПКГ как форма в настоящее время используется для достижения целей, далеких от тех, которые заложены в самой идеологии потребительской кооперации. Точнее от данной формы осталось лишь ничем не подкрепленная категория доверия, благодаря чему средства граждан привлекаются, а их расходование находится за сферой их компетенции или понимания», — заявил эксперт.

Напомним, ряд СМИ, в том числе «Российская газета», сообщили о том, что депутатами Госдумы планируется принять меры по ужесточению контроля за деятельностью кредитно-потребительских кооперативов граждан, в результате которых КПКГ будут обязаны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о всех проводимых денежных операциях, а также страховать все взносы, производимые членами КПКГ.

«Если говорить о действенности планируемых мер Госдумы по упорядочиванию деятельности КПКГ, то возникает две группы вопросов. Во-первых, пока не очень понятен механизм принуждения к выполнению заявляемых требований. Как следствие, если данные требования будут лишь декларироваться, то абсолютное большинство кооперативов, создаваемых с целью мошенничества, будут просто-напросто их игнорировать. Логика проста — «жизненный цикл» псевдокооперативов короток, и им проще вообще не соблюдать никакие, тем более мягкие требования. Во-вторых, добросовестные кооперативы окажутся в более уязвимой позиции, поскольку они-то будут вынуждены строго соблюдать требования законодательства, а значит, принимать на себя дополнительные затраты. Поэтому предпринимаемые меры как минимум усложнят жизнь добросовестных кредитных кооперативов или даже поставят под сомнение их экономическую целесообразность. Однако ситуация с «пирамидостроением» в настоящее время настолько острая, что законодатели не могут терять время на поиск механизма деления на «чистых» и «нечистых», — заключил А. Мецгер.


Другие материалы по теме: