Инвестиции в фондовый рынок убыточны

15 апреля 2008 (14:25)

Продолжается процесс снижения котировок акций большинства российских компаний. Согласно данным торговой сессии 14 апреля, российский рынок «просел» ниже 2 100 пунктов по индексу РТС. Причиной очередного падения стала информация об ожидающемся сокращении потребления топлива и нефтепродуктов в США, следствием чего стало падение фьючерсных цен на нефть.

В результате снизились котировки акций нефтяного сектора во главе с акциями «Газпромнефти», которые упали до минимума в 128,81 (-2,42 %) руб. за 1 акцию. По итогам дня индекс РТС остановился на отметке 2 090,17 (-1,03 %) пункта, индекс ММВБ — 1 638,29 (-0,65 %), индекс ММВБ10 — 2 896,05 (-0,52 %).

Это падение происходит на фоне снижения мировых финансовых индексов, прежде всего европейского SP500 и американского NASDAQ, а также публикации финансового отчета за I квартал четвертого по величине американского банка Wachovia Corp., который показал незапланированные убытки вместо прибыли.

Эксперты рынка предполагают, что в ближайшее время глобальные финансовые процессы, уже называемые «первой глобальной экономической депрессией», будут продолжать негативным образом сказываться на мировой финансовой системе, заставляя институциональных и частных инвесторов изымать свои средства с финансовых рынков и переводить в более защищенные и менее рисковые инструменты. Так как российский фондовый рынок зависим от общемировых тенденций (большая часть обращающихся на нем средств принадлежит зарубежным инвесторам), его может ожидать аналогичная ситуация. Подобный сценарий тем более вероятен, что российские активы продолжают считаться высокорисковыми.

В такой ситуации дальнейшее падение котировок акций большинства российских предприятий, особенно связанных с сырьевым сектором (а именно они формируют основу российского фондового рынка), многие эксперты считают предопределенным. Наметившаяся тенденция к возможному снижению стоимости нефти может только подстегнуть этот процесс.

С такой оценкой согласен министр экономики РФ Алексей Кудрин. На встрече министров финансов и глав центробанков стран «большой восьмерки» он обнародовал свои опасения относительно возможного снижения цен на нефть вслед за их спекулятивным «вздуванием» до нынешних 110 долларов за баррель. Он также предостерег инвесторов от вложения средств в российские активы, объясняя это тем, что финансовые вливания способны усилить риски российского фондового рынка в свете возможного падения нефтяных цен. «Рассчитывать на долгосрочные инвестиции в условиях глобальной нестабильности не стоит», — отметил министр.

В результате инструменты фондового рынка, такие как паевые инвестиционные фонды или доверительное управление средствами, будут продолжать демонстрировать отрицательную доходность. Следует отметить, что большинство инвесторов, воспользовавшиеся этими инструментами, с начала года только теряют свои деньги. Их капитал уменьшается, причем достаточно существенно.

По состоянию на 14 апреля этого года положительную доходность обнаружили только 70 паевых инвестиционных фондов из 446 присутствующих на российском рынке, то есть менее 15 % от общего числа.

При уровне инфляции с начала года в 5 % доходность выше этого показателя показали только 8 ПИФов (то есть менее 2 % от общего числа). Иными словами, более 98 % инвесторов, вложивших свои средства в ПИФы, в реальном выражении потерпели убытки.

Средняя убыточность по рынку за первые 3 месяца 2008 года составила, в зависимости от метода расчета, 4—7 % (то есть, при пересчете, 16—28 % годовых чистого убытка). Лидерами падения стоимости активов стали фонды «Альфа-Капитал Финансы» (снижение стоимости на 24,79 %), «Тройка-Диалог Федеральный» (-23,24 %), «Останкино — Российская связь» (под управлением УК Банка Москвы) — снижение на 23,16 %.

Общее число ПИФов, снижение стоимости которых превысило 10 % (в пересчете — 40 % годовых), составило 222, то есть около 50 % от общего числа.

В реальности эти убытки еще выше, ведь при подсчете стоимости паев не учитывается дельта между стоимостью пая при покупке и продаже, которая может достигать нескольких процентов.

Можно предположить, что средства, переданные в доверительное управление инвестиционным компаниям, постигла та же участь: вряд ли можно предположить, что стратегии, предполагающие вложения в падающие ценные бумаги, могли принести своим владельцам что-либо, кроме убытков. Более того, можно предположить, что частные инвесторы, передавшие свои средства в доверительное управление, могут потерять даже больше, так как инвестиционные компании зачастую получают оплату своих услуг даже в случае, если стоимость пакета снижается, а не увеличивается. К сожалению, в открытых источниках нет подобной статистики по динамике подобных активов, но можно предположить, что в пересчете они принесли порядка 20—70 % годовых чистого убытка. Конечно, отдельные особенно рискованные стратегии, позволяющие играть на падении рынка, могли быть прибыльными. Но их общее количество оценивается экспертами как крайне незначительное.

По мнению независимых экспертов, в такой ситуации наиболее правильной инвестиционной стратегией в 2008 году было максимально быстрое выведение средств из инструментов фондового рынка. Те инвесторы, которые успели изъять свои деньги во время первого «массового исхода» пайщиков из ПИФов (в октябре — ноябре 2007 года), не пострадали в результате падения индексов в этом году. Те, кто изъял деньги в начале года, смогли минимизировать ущерб.

Независимые эксперты в области фондовых рынков (включая министра финансов РФ Алексея Кудрина) не советуют инвесторам вкладываться в отечественные ценные бумаги или инструменты инвестирования в фондовый рынок. Более того, в преддверии новой волны падения котировок аналитики советуют извлечь средства и вложить их в менее рисковые инструменты.


Другие материалы по теме: