«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: «Кольцово» перекрыл керосин»
3 сентября 2008 (07:20)
Аэропорт отказался от продажи топливно-заправочного комплекса
Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» отказался от продажи топливно-заправочного комплекса (ТЗК) из-за отсутствия заявок. Сами потенциальные покупатели утверждают, что «Кольцово» запросил за ТЗК слишком большую сумму — порядка 120 млн евро при рыночной стоимости около 60 млн евро. Но аэропорт все равно вынужден будет пойти на уступки и продать заправочный комплекс в связи с демонополизацией отрасли, уверены участники рынка.
Решение о выделении топливно-заправочного комплекса в отдельную структуру было принято «Кольцово» в апреле 2008 года, под давлением областных властей, которые выступали с критикой монопольно высоких цен на топливо в авиапредприятии («Ъ» подробно писал об этом в №71 от 25 апреля 2008 года). В итоге «Кольцово» создал 100% дочернюю структуру ООО «ТЗК Кольцово», в которую предполагалось передать весь имущественный заправочный комплекс и функции по продаже топлива и заправке самолетов. Впоследствии «Кольцово» планировал выставить его на продажу.
Но сделка в ближайшее время вряд ли состоится. Как рассказал «Ъ» член совета директоров «Кольцово» Евгений Чудновский, принято решение заморозить проект вывода топливно-заправочного комплекса в отдельную структуру. «Предполагалось, что будет проведен открытый тендер на приобретение этого комплекса среди представителей крупных вертикально-интегрированных компаний и независимых операторов. Определяющим фактором должна была стать цена: кто предложит выше, тот и выигрывает», — пояснил господин Чудновский. Однако предложенные цены оказались ниже тех, на которые рассчитывали собственники ТЗК (подконтрольное группе «Ренова» «Кольцово-инвест» и Росимущество — «Ъ»). Поэтому было принято решение пока комплекс не продавать и оставить его на балансе аэропорта. «Сейчас сложная ситуация на рынке авиатоплива, многие игроки заняли выжидательные позиции и не готовы к существенным сделкам», — объясняет позицию потенциальных участников тендера господин Чудновский.
У потенциальных участников тендера иная точка зрения на ситуацию. «Ситуация на рынке авиатоплива здесь ни при чем. Все дело в том, что «Кольцово» запросил слишком много», — указывает генеральный директор группы компаний «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП), которая также интересовалась покупкой екатеринбургского комплекса, Евгений Островский. По его словам, руководство аэропорта запросило за ТЗК порядка 120 млн евро, аргументируя такую цену финансовыми показателями рентабельности заправочного комплекса за 2 года (прибыль от продаж ГСМ по итогам 2007 года составила 437,6 млн рублей — «Ъ»). «Пока были монопольно высокие цены, действительно, доходность ТЗК показывал неплохую, но после того как антимонопольщики добились существенного снижения цен на топливо, доходы упали. Реальная цена этому активу, по нашим оценкам, порядка 30-40 млн евро», — считает господин Островский. Генеральный директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак оценивает ТЗК «Кольцово» значительно выше — в 60 млн евро. «С учетом того, что годовой объем продаж керосина в Екатеринбурге составил 130 тыс. тонн, а средняя цена — $1 тыс. за тонну. Таким образом, «Кольцово» оценил свой актив в один годовой оборот ТЗК. Но, как правило, покупатели готовы платить лишь половину от этого показателя», — считает господин Рыбак. А господин Островский не исключает, что «Кольцово» намеренно завысил цену, чтобы отпугнуть покупателей: «Ведь понятно, что аэропорту очень хочется сохранить монопольное положение на екатеринбургском рынке авиакеросина. Ведь этот бизнес обеспечивает до 50% прибыли аэропорта».
Но, как отмечают отраслевые аналитики, рано или поздно «Кольцово» лишится монополии. Как отмечает Борис Рыбак, правительство взяло курс на демонополизацию топливного рынка, и для «Кольцово» было бы логичнее продать объект, чем дожидаться конкурентов. «Выделение и продажа ТЗК были приняты под давлением не только местных властей, но и ФАС. Сейчас это давление несколько ослабло, и ТЗК не продают. Но, как только появятся новые претензии, думаю, «Кольцово» все-таки продаст комплекс по цене покупателя», — указывает Евгений Шаго из «Ингосстрах-Инвестиций».
Впрочем, пока не понятно, появится ли у «Кольцово» конкурент. Как сообщили вчера в пресс-службе «Лукойла», с которым о строительстве альтернативного ТЗК вел переговоры свердловский губернатор Эдуард Россель, «работа по проекту ТЗК в Екатеринбурге ведется и пока находится на прежней начальной стадии: идет разработка ТЭО проекта, окончательное решение еще не принято». «Никаких соглашений не подписано. Рассматривается как покупка уже существующего комплекса, так и строительство нового», — отмечают в нефтяной компании. В ТНК-ВР, которая, по сведениям «Ъ», также интересовалась екатеринбургским заправочным комплексом, вчера свой отказ от покупки ТЗК не комментировали.
Екатеринбургский аэропорт «Кольцово» отказался от продажи топливно-заправочного комплекса (ТЗК) из-за отсутствия заявок. Сами потенциальные покупатели утверждают, что «Кольцово» запросил за ТЗК слишком большую сумму — порядка 120 млн евро при рыночной стоимости около 60 млн евро. Но аэропорт все равно вынужден будет пойти на уступки и продать заправочный комплекс в связи с демонополизацией отрасли, уверены участники рынка.
Решение о выделении топливно-заправочного комплекса в отдельную структуру было принято «Кольцово» в апреле 2008 года, под давлением областных властей, которые выступали с критикой монопольно высоких цен на топливо в авиапредприятии («Ъ» подробно писал об этом в №71 от 25 апреля 2008 года). В итоге «Кольцово» создал 100% дочернюю структуру ООО «ТЗК Кольцово», в которую предполагалось передать весь имущественный заправочный комплекс и функции по продаже топлива и заправке самолетов. Впоследствии «Кольцово» планировал выставить его на продажу.
Но сделка в ближайшее время вряд ли состоится. Как рассказал «Ъ» член совета директоров «Кольцово» Евгений Чудновский, принято решение заморозить проект вывода топливно-заправочного комплекса в отдельную структуру. «Предполагалось, что будет проведен открытый тендер на приобретение этого комплекса среди представителей крупных вертикально-интегрированных компаний и независимых операторов. Определяющим фактором должна была стать цена: кто предложит выше, тот и выигрывает», — пояснил господин Чудновский. Однако предложенные цены оказались ниже тех, на которые рассчитывали собственники ТЗК (подконтрольное группе «Ренова» «Кольцово-инвест» и Росимущество — «Ъ»). Поэтому было принято решение пока комплекс не продавать и оставить его на балансе аэропорта. «Сейчас сложная ситуация на рынке авиатоплива, многие игроки заняли выжидательные позиции и не готовы к существенным сделкам», — объясняет позицию потенциальных участников тендера господин Чудновский.
У потенциальных участников тендера иная точка зрения на ситуацию. «Ситуация на рынке авиатоплива здесь ни при чем. Все дело в том, что «Кольцово» запросил слишком много», — указывает генеральный директор группы компаний «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП), которая также интересовалась покупкой екатеринбургского комплекса, Евгений Островский. По его словам, руководство аэропорта запросило за ТЗК порядка 120 млн евро, аргументируя такую цену финансовыми показателями рентабельности заправочного комплекса за 2 года (прибыль от продаж ГСМ по итогам 2007 года составила 437,6 млн рублей — «Ъ»). «Пока были монопольно высокие цены, действительно, доходность ТЗК показывал неплохую, но после того как антимонопольщики добились существенного снижения цен на топливо, доходы упали. Реальная цена этому активу, по нашим оценкам, порядка 30-40 млн евро», — считает господин Островский. Генеральный директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак оценивает ТЗК «Кольцово» значительно выше — в 60 млн евро. «С учетом того, что годовой объем продаж керосина в Екатеринбурге составил 130 тыс. тонн, а средняя цена — $1 тыс. за тонну. Таким образом, «Кольцово» оценил свой актив в один годовой оборот ТЗК. Но, как правило, покупатели готовы платить лишь половину от этого показателя», — считает господин Рыбак. А господин Островский не исключает, что «Кольцово» намеренно завысил цену, чтобы отпугнуть покупателей: «Ведь понятно, что аэропорту очень хочется сохранить монопольное положение на екатеринбургском рынке авиакеросина. Ведь этот бизнес обеспечивает до 50% прибыли аэропорта».
Но, как отмечают отраслевые аналитики, рано или поздно «Кольцово» лишится монополии. Как отмечает Борис Рыбак, правительство взяло курс на демонополизацию топливного рынка, и для «Кольцово» было бы логичнее продать объект, чем дожидаться конкурентов. «Выделение и продажа ТЗК были приняты под давлением не только местных властей, но и ФАС. Сейчас это давление несколько ослабло, и ТЗК не продают. Но, как только появятся новые претензии, думаю, «Кольцово» все-таки продаст комплекс по цене покупателя», — указывает Евгений Шаго из «Ингосстрах-Инвестиций».
Впрочем, пока не понятно, появится ли у «Кольцово» конкурент. Как сообщили вчера в пресс-службе «Лукойла», с которым о строительстве альтернативного ТЗК вел переговоры свердловский губернатор Эдуард Россель, «работа по проекту ТЗК в Екатеринбурге ведется и пока находится на прежней начальной стадии: идет разработка ТЭО проекта, окончательное решение еще не принято». «Никаких соглашений не подписано. Рассматривается как покупка уже существующего комплекса, так и строительство нового», — отмечают в нефтяной компании. В ТНК-ВР, которая, по сведениям «Ъ», также интересовалась екатеринбургским заправочным комплексом, вчера свой отказ от покупки ТЗК не комментировали.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Коммерсантъ», Сергей Антонов и Анна Моторина: «Кольцово» сливает керосин»
- «Коммерсантъ» и Сергей Антонов: «Эдуард Россель подлил «Кольцово» керосина»
- В руководстве ОАО «Кольцово» считают, что перспектива отчуждения топливно-з ...
- ОАО «Аэропорт «Кольцово» второй раз в течение одного месяца повысило цены ...
- ОАО «Аэропорт «Кольцово» второй раз в течение одного месяца повысило цены ...