«Аргументы и факты» Алексей Смирнов: «Машинисты готовятся к стачке»

4 июня 2008 (07:29)

На Среднем Урале намечается очередной бунт. На этот раз решили забастовать машинисты локомотивов.

В последнее время на Среднем Урале вошли в моду акции протеста, они стали настоящей головной болью для местных властей и предпринимателей. Митинги, забастовки и голодовки устраивают люди самых разных профессий и социальных слоев: шахтеры, гидролизники, жильцы общежитий, автолюбители, несправедливо осужденные, водители неотложек. 1 июня на Плотнике провели пикет молодые мамы, которые не могут устроить своих чад в детский садик, а через пару недель, вполне вероятно, забастуют свердловские локомотивщики.

— Наша профессия — одна из самых трудных, — рассказывает машинист локомотива ЭП-10 Валерий Шепоренко. — Ведь за один рейс мы перевозим сотни пассажиров. Это постоянное внимание, нервное напряжение и огромная ответственность, в том числе и уголовная. Если, не дай бог, что случится, «крайним» всегда оказывается машинист. Я считаю, что зарплата в 23 тысячи совершенно не соответствует

уровню трудозатрат. Работать к нам никто не идет, дефицит кадров — катастрофический. Мы постоянно вынуждены перерабатывать, брать на себя чужие рейсы. Что, понятное дело, сказывается на здоровье. Если уж не могут создать нормальные условия труда, пусть тогда больше платят. У чиновников-то, которые сидят на Челюскинцев, 11 (управление СвЖД. — Авт.), заработки гигантские...

Напомним, что чуть больше месяца назад в Москве 160 машинистов объявили забастовку, отказавшись водить локомотивы. Всего было задержано 26 поездов на Ярославском и Горьковском направлениях. Из-за простоев в движении до работы не смогли добраться тысячи человек. Однако к каким-либо ощутимым результатам акция не привела. Забастовку признали незаконной (хоть и справедливой), а семерых ее участников вообще пообещали уволить. В связи с этим организаторы — Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) — решили провести акцию протеста в масштабах всей страны. Как уже заявил лидер профсоюза Евгений Куликов, в новой — июньской — забастовке ряды протестующих попол-

нят машинисты как минимум из десяти регионов. Свердловская область в стороне не останется.

Требования машинистов остались прежними: повысить в два раза оплату труда, вернуть выплаты за выслугу лет (а заодно возместить их с 1 апреля 2007 года) и прекратить дискриминацию работников по признаку принадлежности к независимому профсоюзу. Кроме того, локомотивщики требуют отмены взысканий, наложенных на участников забастовки 28 апреля.

Председатель местной ячейки РПЛБЖ Александр Волегов, на прошлой неделе вернувшийся из Москвы, считает: если забастовка будет объявлена, в ней примут участие более 100 свердловских машинистов. Это приведет к отмене десятков рейсов, от чего пострадают тысячи уральцев (ведь СвЖД обслуживает дороги от Тюмени и до Перми, плюс внутренняя сеть). Правда, точную дату проведения стачки Волегов назвать отказался. По его словам, в этом случае руководство дороги может помешать проведению акции. На днях между РЖД и профсоюзом должно быть подписано соглашение о социальном партнерстве.

Если президент дорога Владимир Якунин, настроенный весьма жестко, не станет сговорчивей, события могут быть самые непредсказуемые.

Еще раз напомним, что главное требование локомотивщиков — повышение зарплаты. Мы провели небольшой опрос среди свердловских машинистов. По нашей информации, средний доход у них на Среднем Урале составляет 20-25 тысяч рублей, у помощников — порядка 13-15 тысяч. Зарплата складывается из оклада (очень небольшого) и многочисленных надбавок.

В пресс-службе Свердловской железной дороги ситуацию комментируют весьма вяло.

— Будет забастовка или нет — еще неизвестно, — заявил исполняющий обязанности начальника пресс-службы СвЖД Андрей Костюшкин. — Профсоюз локомотивных бригад — не такая уж большая организация. Скорее всего, руководство дороги дождется конкретных действий со стороны местных машинистов, тогда и будем предпринимать какие-либо меры.

Между тем члены профсоюза настроены весьма решительно. Как рассказал помощник машиниста Роман Шефрин, если локомотивщики объявят даже «итальянскую» забастовку (то есть будут работать строго по инструкции), на Свердловской железной дороге с места не сдвинется ни один электровоз. Это связано не только с ветхостью локомотив-

ного хозяйства (некоторые машины изношены на 75% и более). Дело в том, что из-за кадрового голода руководство СвЖД вынуждено постоянно идти на нарушения, в частности — разрешать так называемые «двойные рейсы». Отпахал машинист маршрут Свердловск -Тюмень, вернулся усталый, а его просят отработать вторую смену (например, сгонять в Каменск-Уральский). Просто коллега заболел, а заменить его некем. По инструкции это строжайше запрещено, но начальство идет на эти нарушения. Ведь если машинисты станут отказываться, придется отменить огромное количество рейсов.

— На местном — свердловском — уровне, конечно, ничего не решить, — заявил А. Волегов. — На РЖД существует строгая иерархия. Российский профсоюз железнодорожников — организация «карманная», она делает то, что ей скажет начальник СвЖД Супрун. А Супрун слушает то, что скажет Якунин (который в отношении локомотивщиков настроен весьма жестко. — Авт.). Но мы надеемся, что руководство пойдет нам навстречу и требования будут выполнены. Если же нет — забастовка неизбежна.


Другие материалы по теме: