«Фосборн Хоум» отказывается от открытия филиалов

6 июня 2008 (15:54)

Кредитные брокеры заявляют об отказе от дальнейшего открытия полноценных филиалов в городах и переходе к работе по системе создания неких «совместных предприятий». Ряд специалистов полагают, что такая стратегия вызвана снижением прибылей вследствие общей неблагоприятной для брокеров ситуации на рынке.

Компания «Фосборн Хоум» заявила о намерении до конца 2009 года открыть филиалы в 50 городах России с населением от 300 тыс. человек. В Свердловской области, помимо уже имеющегося отделения в Екатеринбурге, компания намерена организовать нижнетагильский филиал.

Планируется, что представительства «Фосборн Хоум» будут функционировать как совместные предприятия. Доля кредитного брокера в собственности такого предприятия составит 51 %, за ним останутся контрольные функции.

При этом на регионального партнера ложится вся текущая работа с соблюдением стандартов привлечения и позиционирования бренда «Фосборн Хоум» и стандартов работы с партнерами и клиентами.

На недостаточность собственных средств для открытия филиалов у компании «Фосборн Хоум» косвенно указывает предлагаемая будущим партнерам схема инвестиций в совместные региональные предприятия брокера: финансирование запуска и обеспечение текущей деятельности филиала ложится на плечи регионального партнера компании.

«Партнер предоставляет финансирование СП в разделе текущих затрат. Его совокупные расходы на запуск СП и выход на окупаемость не превысят 2 млн руб. за счет технического оснащения, предоставленного «Фосборн Хоум», — отмечается в сообщении пресс-службы филиала в Екатеринбурге.

Напомним, кредитный брокеридж является относительно новым для российского рынка видом финансовых услуг, появившемся вслед за бумом потребительского кредитования 2004—2005 годов.

Кредитным брокером является компания, специалисты которой оказывают услуги по предоставлению потребителю помощи в получении кредитов различных видов, от ипотечного до потребительского. Как правило, кредитный брокер сотрудничает с банками, формируя информационную базу данных по всем имеющимся на рынке кредитным предложениям.

До 2007 года рынок кредитного брокериджа в Екатеринбурге развивался в основном за счет местных компаний. Многие из тех фирм, кто первым предложил свои услуги в 2003—2004 годах, уже прекратили свое существование. Эксперты рынка отмечают, что значительное число компаний, выходящих на рынок услуг по помощи в получении кредита, существуют на нем не более 1—2 лет. В прошлом году уральский рынок подобных услуг подвергся экспансии федеральных компаний: в городе стали работать московские сети «Фосборн Хоум» и «Кредитмарт». Но и их услуги перестают пользоваться спросом.

Отметим, ряд кредитных брокеров в подобной ситуации пытаюся выжить на рынке за счет увеличения числа клиентов. Однако такая технология при текущем состоянии рынка представляется малоэффективной: кредитный брокер сегодня является дорогостоящим, не всегда добросовестным и редко действительно необходимым посредником между заемщиком и кредитной организацией, в существовании которого, по большому счету, не заинтересованы ни его клиенты, ни партнеры (кредитные учреждения).

Другой выход кредитные брокеры видят в открытии как можно большего количества филиалов, но не в крупных городах-миллионниках, а в небольших муниципальных образованиях. При этом вследствие недостаточности собственных средств для осуществления подобной деятельности брокеры вынуждены создавать франчайзинговые сети.

Таким образом, высокий уровень конкуренции и снижение спроса на услуги брокеров приводят к тому, что сегодня они вынуждены перемещать свой бизнес во все менее привлекательные территории, степень благосостояния населения в которых невысока, и, соответственно, уровень спрос на кредитные ресурсы оставляет желать лучшего.

Существует у такой стратегии и масса проблем чисто технического характера, к примеру кадровая. Даже просто найти в провинции достаточно квалифицированных менеджеров бывает непросто.

И тем не менее отказ от открытия полноценных филиалов в пользу схемы «совместных предприятий» каким-то образом может помочь кредитным брокерам удержаться на плаву, ведь этот вид деятельности, несмотря на относительно недолгий период своего существования, постепенно исчерпывает себя.

Как полагают аналитики финансового рынка, работая с кредитным брокером, потребитель может получить продукт хуже того, какой он мог бы найти на рынке самостоятельно. Незначительная экономия времени в данном случае может обернуться для потребителя существенными финансовыми затратами в будущем: у клиента брокера нет никаких гарантий того, что компания, выступающая посредником между ним и банком, сможет предложить действительно самый выгодный вариант кредитования.

Спрос на услуги кредитных брокеров быстро снижается, а при отсутствии расширения рынка соответственно растет уровень конкуренции. При этом основная работа брокеров осуществляется в сфере ипотечного кредитования, и здесь они сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны агентств недвижимости, имеющих собственные брокерские подразделения, причем преимущества в этой ситуации имеют именно последние.

Все это, по оценкам специалистов, стимулирует кредитных брокеров к снижению цен на их услуги, а соответственно, и уровню получаемой ими прибыли. Поэтому сегодня даже крупные компании вынуждены в срочном порядке разрабатывать различные бизнес-стратегии для того, чтобы удержаться на рынке и не потерять доход.


Другие материалы по теме: