Александр Пешин: Мы завершаем работы по запуску собственного процессингового центра

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» отвечает начальник отдела пластиковых карт ОАО «МЕТКОМБАНК» Александр Пешин.

— Александр Николаевич, с чем связан постепенный переход ОАО «МЕТКОМБАНК» на собственный процессинговый центр?

— На протяжении последних лет МЕТКОМБАНК активно развивает программы, основанные на использовании пластиковых карт. До последнего времени мы не имели собственного процессингового центра и пользовались услугами одного из банков Москвы. Но со временем нам стало не хватать тех возможностей, которые предоставлял такой способ работы, мы регулярно стали сталкиваться с определенными техническими ограничениями, которые не могли преодолеть в существующей схеме.

В результате банк принял решение о постепенном переходе на собственный процессинговый центр. Сейчас завершаются работы по его подготовке к запуску в эксплуатацию, которая должна состояться в начале июля этого года. После перехода на новый процессинг, поставленный нам компанией «Компас плюс», мы получим технологическую возможность для реализации собственных программ, выпуска любых видов карточных продуктов, формирования независимой политики развития этого направления бизнеса. Наличие собственного процессинга позволит нам самим создавать и модифицировать собственные карточные решения, разрабатывать новые предложения для наших клиентов.

Так, в частности, это позволит нам реализовать программу по широкому внедрению линейки кредитных карточных продуктов, запустить проект по переходу на чиповые пластиковые карты. Впрочем, говорить о конкретных продуктах пока рано, все они находятся на стадии внедрения и согласования.

— На какие объемы эмиссии рассчитан новый центр?

— На данный момент с помощью своих партнеров мы уже эмитировали достаточно большое число карт, в первую очередь в рамках зарплатных проектов. Сейчас мы обслуживаем порядка 70 тысяч активных карточек. Наш план на ближайшие годы — довести их число до нескольких сотен тысяч. Новый процессинговый центр дает нам такую возможность.

При этом эмиссия карт будет проводиться по всем территориальным отделениям банка, начиная с Иркутской области и заканчивая Москвой. Собственный процессинг позволит нам уменьшить сроки выдачи карт. Также этому будет способствовать организация не одного, а двух бюро персонификации. В случае если клиенту понадобится получить карту еще быстрее, к его услугам будет «моментальная» карта, которую можно будет получить в течение часа. Для получения карты более высокого класса придется подождать некоторое время.

— Планирует ли банк развивать сеть банкоматов и платежных терминалов?

— Развитие эквайринга — необходимое условие продвижения карточных продуктов. Кредитную или дебетную карту мало выпустить, ее надо еще и обслужить. Уже сейчас МЕТКОМБАНК обладает сетью из 60 банкоматов. В ближайшее время мы планируем ее увеличение, в том числе и за счет создания платежных терминалов, которые будут принимать к оплате не только пластиковые карты, но и наличные. С их помощью можно будет совершать широкий круг операций, в том числе оплачивать различные виды услуг, от оплаты телефона и квартиры до погашения полученных кредитов.

— С какими платежными системами будет работать новый процессинговый центр?

— Наш банк работает с двумя основными международными платежными системами, представленными в России, — VISA и MasterCard, соответственно центр будет ориентироваться также на данные системы. В октябре 2004 года мы получили статус ассоциированного члена платежной системы VISA (в мае 2008 наш банк был сертифицирован на выпуск чиповых карт этой платежной системы). Сейчас аналогичная работа ведется с платежной системой MasterCard. Это позволит нам эмитировать собственные пластиковые карты обеих систем.

— Какая из двух этих систем сейчас имеет более прочные позиции в России?

— В среднем по России преобладают карты платежной системы VISA. Прежде всего это связано с политикой платежной системы. У системы VISA достаточно сильное представительство и более активная маркетинговая политика, а также более гибкое отношение к банкам.

— Как распределяются предпочтения потребителей между разными категориями карт?

— Подавляющее большинство владельцев «пластика» — это участники зарплатных проектов. Для них наиболее удобными оказываются самые простые и дешевые варианты карт — VISA Electron и Maestro от MasterCard. Именно на них приходится 90—95 % всех эмитированных карт. Более дорогие продукты — Classic, Gold — встречаются реже. В наших условиях их преимущества часто остаются невостребованными. Большинство бонусов по ним, в том числе скидки, возможность беззалоговой аренды автомобиля или бронирования номеров в гостиницы, прохода в различные VIP-зоны, можно получить только за границей.

— С чем связано стремление банка работать с чиповыми картами?

— Чиповые карты — это более современный, качественный и защищенный продукт. В свое время они были разработаны для того, чтобы повысить надежность систем хранения данных. Их главное преимущество перед обычными картами с магнитной лентой — высокая степень безопасности при проведении операций, устойчивость к попыткам подделки или производства несанкционированного дубликата.

Благодаря усилиям платежной системы VISA с каждым годом они получают все более и более широкое распространение. В ряде стран мира, таких, например, как Франция или Великобритания, процесс перехода на чип уже практически завершен, и расплатиться там старомодной картой с магнитной полосой уже достаточно сложно.

На данный момент как в Екатеринбурге, так и во всем мире часть оборудования для работы с картами — банкоматы, платежные терминалы — уже оснащена системами, позволяющими использовать все преимущества чипа. Впрочем, современные чиповые карты оборудуются и магнитной полосой, что позволяет использовать их и в старых моделях считывающих устройств.

— Не снижает ли это уровень защищенности карты, ведь магнитную полосу по-прежнему можно будет подделать?

— В современных аппаратах определяющей составляющей является чип, считывание информации идет в первую очередь именно с него. Кроме того, на магнитной полосе существует запись о том, что она принадлежит чиповой карте. Если просто скопировать полосу и вставить такой несанкционированный дубликат в современное считывающее устройство, оно обнаружит отсутствие чипа и не будет обслуживать подделку.

Следует отметить, что ситуация одновременного сосуществования двух способов хранения информации будет существовать еще как минимум несколько лет. Полный переход на чип основные платежные системы планируют только в достаточно отдаленной перспективе. Здесь возможны различные корректировки вопроса в течение продолжительного времени.

— Приведет ли переход на чип к удорожанию карт?

— Введение чиповой системы не отразится материально на наших клиентах в финансовом плане. Цена чиповых карт не будет в значительной степени отличаться от цены стандартных пластиковых карт.

— Отмечается ли рост интереса к карточным продуктам летом?

— Да, летом мы традиционно наблюдаем рост интереса клиентов к пластиковым продуктам. Это связано с сезонным фактором, временем отпусков. Многие люди предпочитают использовать карточку в качестве удобного и безопасного способа оплаты своих расходов во время поездок за границу, на отдых. И это действительно практично и удобно.

— В последнее время все чаще приходится слышать о случаях мошенничества с пластиковыми картами, в том числе именно во время отпускного сезона. Как от них можно защититься?

— Главное правило — нельзя выпускать карту из рук. Если продавец пытается унести ее в какое-то подсобное помещение, забрать даже на время — нельзя позволить ему этого делать. Следует пойти за ним и проконтролировать все операции лично. Особенно это касается азиатских стран, где подобная практика распространена гораздо шире, чем в Европе. В сомнительных местах лучше расплачиваться наличными.

При пользовании банкоматами или платежными терминалами надо проверить их на наличие непредусмотренных конструкцией накладок, способных считать вашу личную информацию. Лучше пользоваться оборудованием, установленным в банках или других крупных и солидных учреждениях.

Кроме того, подстраховаться можно и с помощью услуги SMS-информирования о проведенных операциях, которую предоставляет банк. Если вы видите, что с вашего счета проводятся операции, которых вы не совершали, следует немедленно обратиться в банк и заблокировать карту.


Другие материалы по теме: