«Российская газета» и Ульяна Вылегжанина: «Мусора воз»

24 июня 2008 (08:56)

Несанкционированные свалки наступают на города и поселки

Ежегодно в Свердловской области образуется 1,8 миллиона тонн твердых бытовых отходов. При этом лицензия есть только у 79 полигонов для складирования бытового мусора, а несанкционированно существует свыше 500 свалок.

Тяжелая ситуация в Екатеринбурге, где в прошлом году было выявлено 23 несанкционированных мусорохранидища. Самое пугающее, что на некоторых свалках отходы лежат еще с 30—40-х годов прошлого века, хотя максимальный срок работы подобного полигона —15—20 лет.

Природу незаконных свалок объяснить просто. Б Екатеринбурге, например, функции хранения отходов четвертого и пятого классов опасности берут на себя Широкореченский и Северный полигоны. Проблема в том, что Широкореченский полигон переполнен, и некоторым управляющим компаниям приходится возить отходы на Северное хранилище. Это не всех устраивает, поскольку повышаются расходы на транспортировку мусора. И проще бывает «сбросить» его на ближайшем пустыре, чем платить лишние деньги.

— К нам поступает множество сигналов о нарушениях законодательства об отходах, — говорит помощник природоохранного прокурора Свердловской области Наталья Деордиева. — Основная причина таких обращений — бездействие органов местного самоуправления.

Муниципалы оправдываются тем, что на мусор не хватает денег. Есть еще одна сложность, на которую ссылаются представители местной власти: согласно федеральному законодательству, они лишены права контролировать и наказывать нарушителей. Администрации могут только обращаться в мировой суд, но, как уверяют чиновники, это процедура очень длительная и часто не дает нужных результатов.

— Поймите, муниципалитеты не хуже других понимают, как важно убирать мусор, убеждает глава Сысертского городского округа Александр Рощупкин. — Но все в результате сводится к тому, что нам нужны деньги.

Главы муниципалитетов даже предлагают способы, как найти деньги на уборку территорий и сделать вывоз мусора действенным и систематичным: ввести налоги на мусор для юридических и физических лиц. Прокуратура предлагает другой путь решения «мусорной проблемы», не требующий глобального вмешательства в федеральное законодательство: разыгрывать соответствующие муниципальные конкурсы, заключать соглашения с предприятиями, у которых есть лицензии на обращение с отходами.

Однако есть и другой выход из положения — частично или полностью передать свалку в руки частных компаний, как давно было сделано в западных странах. Тем более что предпринимателей, желающих заняться очень прибыльным «мусорным бизнесом», в Свердловской области предостаточно.

- Предприниматели вполне могли бы решить проблему, однако мешают жесткие административные барьеры, — утверждает вице-президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса Владимир Васев. — Сам я руковожу организацией, которая в том числе занимается и лицензированием «мусорной» деятельности. Получить лицензию нашим заказчикам непросто. Во-первых, лицензия оформляется в среднем на год и стоит порядка 300 тысяч рублей. Во-вторых, предприятие, желающее заниматься, допустим, утилизацией отходов, не получает никакой поддержки со стороны органов местного самоуправления: ему приходится оплачивать аренду земли, с нуля закупать необходимое оборудование.

Предприниматели предлагают несколько путей решения проблемы, необременительных для муниципалитетов. Например, освободить землю, на которой утилизируются отходы (а это очень большая территория), от земельных налогов.

Мнение

— Почему-то органам местного самоуправления дали только полномочия, а денег не дали. В Екатеринбурге, например, затраты одного жителя на утилизацию мусора составляют порядка 20 рублей в месяц. Причем непосредственно в муниципалитеты поступает меньше половины от этих сборов.

Однако перспектива у нас неплохая. В 2009 году начнется строительство четырех сортировочных заводов, договор с инвесторами уже подписан. Что касается Широкореченского полигона, то он рассчитан до 2015 года. Конечно, мы должны его расширить и обустроить. При выполнении новой программы — строительства заводов — полигон сможет работать вплоть до 2025 года.


Другие материалы по теме: