Потери бюджета Свердловской области от неучтенной заработной платы оцениваются в 9 миллиардов рублей

26 июня 2008 (16:03)

Уровень среднемесячной заработной платы в Свердловской области превысил средний по Российской Федерации. Такая ситуация, по мнению областных властей, возникла в результате неуклонного роста уровня среднемесячной заработной платы в области на протяжении последних двух лет. Так, в декабре 2007 года объем среднемесячной заработной платы работника составил 18 тыс. 300 руб., что на треть выше показателей за аналогичный период 2006 года.

Вместе с тем, как признал губернатор Свердловской области Эдуард Россель, остается нерешенной проблема так называемой «зарплаты в конвертах», объем выплат по которой оценивается в 22 млрд руб., что приводит к потерям областного бюджета, которые оцениваются в 9 млрд руб.

По данным, озвученным первым заместителем председателя правительства Свердловской области — министром экономики и труда Михаилом Максимовым на заседании Совета общественной безопасности, основными видами нарушений требований трудового законодательства (в части выплаты «серой» заработной платы) являются незаключение работодателями трудовых договоров с наемными работниками, отказ от регистрации их в установленном законом порядке в органах местного самоуправления, отсутствие документов по начислению и выплате заработной платы, установление размера заработной платы ниже минимального размера оплаты труда.

По словам М. Максимова, работодатели часто используют практику привлечения граждан из бывших советских республик для выполнения различного рода работ, заработная плата которым предоставляется по факту и не отражается в налоговых отчетах.

В крупных компаниях также практикуется выплата заработной платы сотрудникам без уплаты единого социального налога с использованием схемы страхования и кредитно-депозитных схем. Компания может зарегистрировать своих работников как предпринимателей без образования юридического лица и заключить с каждым из них контракт на предоставление услуг. Таким образом, перейдя на упрощенную систему налогообложения, работник имеет право платить не 13, а только 6 % налога, что позволяет компании сэкономить на едином социальном налоге.

Что касается предприятий малого и среднего бизнеса, то здесь вместо трудовых договоров с работниками заключаются договоры подряда или возмездного оказания услуг.

Также одним из методов выплаты «серой» зарплаты является противоречащее требованиям законодательства отнесение расходов по оплате труда за счет прибыли, когда выплаты относятся на расходы, не входящие в фонд оплаты труда (компенсационные, страховые выплаты, дивиденды, разовые премии и другие) и, следовательно, не облагающиеся единым социальным налогом.

Как отметил М. Максимов, серьезной проблемой является пассивная позиция самих работников, которые не только не протестуют против нарушения своих прав, но и часто не считают свои права нарушенными.

Надзорные органы и органы государственной власти сегодня предпринимают попытки борьбы с подобными нарушениями.

Так, по информации М. Максимова, наибольшая эффективность работы по легализации «теневой» заработной платы достигнута в Западном управленческом округе (65,7). Ряд муниципальных образований, обладая определенными возможностями для увеличения эффективности работы по легализации «серых» заработных плат (Нижний Тагил, Ирбит, Алапаевск, Сухой Лог, Байкаловский район, Ирбитское муниципальное образование, Качканарский, Нижнетуринский, Кировградский, Невьянский, Ревдинский, Дегтярский, Богдановичский, Сысертский, Арамильский, Туринский, Слободо-Туринский городские округа, администрации Артинского, Бисертского, Нижнесергинского, Асбестовского городских округов), занимали, тем не менее, пассивную позицию.

Что касается Екатеринбурга, то здесь работа по легализации «серых» заработных плат осуществлялась с наименьшей эффективностью (5 % в I квартале 2008 года).

Помимо этого, в Екатеринбурге существуют и другие проблемы, связанные с выплатами заработной платы.

Как отметил М. Максимов, именно здесь осуществляет деятельность половина всех налогоплательщиков Свердловской области, выплачивающих низкую заработную плату.

Так, на заседании рабочей группы по регулированию оплаты труда и выплате заработной платы при Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений руководителям трех компаний, размер заработной платы сотрудников которой ниже прожиточного минимума: ЗАО «Алюминиевая продукция», ЗАО «Торгово-промышленная фирма «ЮТ» и ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж» было рекомендовано в течение июля — августа 2008 года разработать систему мер по повышению уровня оплаты труда своим работникам.

В целом по Свердловской области в результате проведенной налоговыми органами в 2007 году работы по легализации заработной платы (камеральные и выездные налоговые проверки, осуществляемые инспекцией Управления ФНС РФ по Свердловской области) сумма убытка, понесенного областным бюджетом, сократилась на более чем 450 млн руб.


Другие материалы по теме: