«Уральский рабочий» и Юлия Яровая: «Разорение не за горами»

22 июля 2008 (09:36)

Закон поставил малые деревоперерабатывающие предприятия в тяжелые условия

Малые предприятия Свердловской области, специализирующиеся на переработке древесины, попали в безвыходную ситуацию. А виноват в этом новый Лесной кодекс РФ, по которому оформить леса в аренду можно только посредством аукциона.

Финансовый барьер

На территории Свердловской области более 600 предприятий занимаются обработкой древесины, из них 265 организаций относятся к крупному и среднему бизнесу, остальные — к малому. По действовавшему ранее закону предприятия сдавали в аренду лесные участки компаниям, выигравшим конкурс. В этом конкурсе учитывалось, имеет ли организация необходимые производственные мощности, оборудование, сотрудников… И у предприятий малого бизнеса была возможность арендовать леса для развития производства. А вот условия аукциона практически не дают возможности для аренды земли мелким компаниям.

Сложная ситуация возникла в Полевском город­ском округе, где работают шесть предприятий по обработке древесины. Они подали заявки на участки, заявки согласовали городская администрация и Сысертское лесничество, затем их отправили в областное министерство природных ресурсов. Два месяца назад было объявлено об аукционе, на котором все заявленные учас­тки от малых компаний Полевского района объединили в один огромный участок с лесосекой —94 618 га. Как мы уже сказали, чтобы поучаствовать в этом аукционе, необходимо заплатить задаток в размере 14 млн 835 тыс. рублей. Такой суммы у малого бизнеса в Полевском округе не нашлось.

Как считает директор одного из предприятий, выпускающих пиломатериалы, Роман Боронин, лесные участки нужно арендовать именно в том районе, где находится перерабатывающее производство. Годовая прибыль компаний составляет не более 3 млн рублей, взять сумму для задатка неоткуда.

—Шесть предприятий остались у разбитого корыта, — комментирует Роман Боронин. — Для нас есть только два варианта выхода из сложившейся ситуации: либо разориться, либо идти и кланяться крупным арендаторам, просить их сдать арендованные участки в субаренду. Подобная ситуация сущес­твует не только в Полевском районе, эксперты предполагают, что предприниматели малого бизнеса из Нижнего Тагила и Новой Ляли в скором времени столкнутся с такой же проблемой.

— Мы в течение пяти лет, когда разрабатывали Лесной кодекс, боролись за то, чтобы не ввели такую аукционную систему, но нас никто не услышал, — рассказывает Виктор Кладов, заместитель исполнительного директора Уральского лесопромышленного союза. — Закон принят, теперь кто больше заплатил, тот и получил лес.

Любой предприниматель, даже иностранец, поясняет Виктор Кладов, может взять в аренду леса, не имея при этом ни одного трактора и ни одной пилы. Год назад нужно было подтверждать, что у предпринимателей есть производственные мощности, цеха, станки, мастера — теперь это никого не интересует. Предприниматели могут купить большой участок, а потом сдавать его в субаренду мелким предприятиям и получать от этого неплохую прибыль.

Уповают на указ

Эта ситуация является экономическим тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства.

— Крупные компании всячески поддерживают введение экономических барьеров, непреодолимых для небольших организаций, а вот для крупных они не страшны, — утверждает Анатолий Филиппенков, президент Свердловского областного Союза малого и среднего бизнеса. — Но есть надежда на то, что вышедший в прошлом месяце указ президента России «О снижении барьеров по малому бизнесу» будет способствовать решению проблем малого предпринимательства.

Правда, указ носит рекомендательный характер, поэтому не все торопятся его выполнять. Реальных действий, скорее всего, можно будет ожидать после выхода одноименного закона, который Дмитрий Медведев велел разработать.

А вот в Областной думе считают, что с Лесным кодексом уже ничего сделать нельзя и ситуация, в принципе, не имеет правового решения. Закон приняли, и его нужно выполнять — пытаться изменить ситуацию с помощью права бессмысленно, считают депутаты. По их мнению, развитие лесной промышленности и малого бизнеса — это прерогатива государственной политики и решать проблему нужно в масштабах страны.

В свою очередь в министерстве природных ресурсов области объясняют, что в Полевском районе продают участок такой большой площади ввиду заинтересованности правительства в том, чтобы землей владела одна крупная компания, от которой и налогов будет значительно больше, чем от мелких.

— Этот участок мы планируем сдать в аренду крупному предприятию, — говорит Юрий Пузанов, начальник отдела лесопользования министерства. — У мелких компаний будет возможность купить небольшие участки, необходимые для их развития. В этом году, скорее всего, будет проведено еще два аукциона, на которых выставят небольшие участки в Полевском районе. В будущем у предприятий будет возможность арендовать участки с расчетной лесосекой около

20 тысяч кубометров леса, но эти аукционы пока не утверждены.

Впрочем, министерство помогать каким-то образом компаниям малого бизнеса не планирует. Поэтому Уральский лесопромышленный союз и участники рынка малого бизнеса надеются, что на их проблему обратит внимание губернатор Свердловской области и шесть компаний Полевского района все-таки останутся на деревоперерабатывающем рынке. Ведь это более тысячи рабочих мест и налоги, которые поступают в областную казну от этих компаний.

Считают убытки

На сегодня некоторые деревоперерабатывающие предприятия Полевского района остались без работы, так как не имеют необходимого количества лесных участков.

— В этом году у нас вообще прибыли не было, работали в убыток, а сейчас простаиваем, — жалуется Владимир Кузовков, генеральный директор одной из компаний. — Более того, мы инвестировали в развитие производства

10 миллионов рублей, но окупятся ли они, вызывает большие сомнения.

Чтобы развиваться, компании, возглавляемой Кузовковым, требуется не менее 50 тысяч кубометров леса. Участвовать в аукционе, который состоится 25 июля, небольшие компании Полевского района не смогут, так как интересующие их участки объединены, как уже говорилось, в огромную площадь с непосильной для «малышей» ценой.

— Возможно, если разделить аукционы, проводить их отдельно для крупных компаний и отдельно для мелких, то конкуренция сохранится и организации малого бизнеса смогут развиваться, — предполагает Владимир Кузовков.


Другие материалы по теме: