«Коммерсантъ», Сергей Антонов и Игорь Лесовских: «Вылет по-английски»

2 октября 2008 (09:03)

Закрыт единственный авиарейс из Екатеринбурга в Лондон

Авиасообщение между Екатеринбургом и Великобританией закрыто. Вчера авиакомпания BMI, выполнявшая рейс в Лондон и обратно сообщила о прекращении полетов «по коммерческим соображениям». Участники рынка, с одной стороны, говорят о приемлемой загрузке в 60-70% британского рейса, с другой, указывают на возможные проблемы с формированием основного пассажиропотока — транзитных пассажиров в США.

Как рассказали «Ъ» в екатеринбургском представительстве BMI, лондонским руководством компании принято решение с 12 октября прекратить выполнение рейса Екатеринбург–Лондон. «Рейс закрыт по коммерческим причинам, подробнее нам не сообщается, это указание из лондонского офиса компании», — заявили в офисе BMI. По словам сотрудников представительства, дальнейшая его судьба не известна, но, скорее всего оно будет закрыто. От более подробных комментариев они отказались. «Все комментарии уполномочен давать только наш коммерческий директор, который находится в Лондоне», — заявил аккаунт-менеджер авиакомпании BMI Игорь Новиков. Из Екатеринбурга BMI выполнял три рейса в неделю. Средняя стоимость билета эконом–класса составляет 20 тыс. рублей.

Как отмечают участники рынка, как правило, под формулировкой «по коммерческим соображениям» скрывается низкая рентабельность рейса и его невысокая загрузка. Так, по данным самой BMI загрузка екатеринбургского рейса была нерегулярной и колебалась от 20 до 100 человек. С учетом того, что полеты осуществляются на самолетах Airbus A320 и 321 вместимостью 162 человека, максимальная загрузка составляла до 60%, тогда как по оценкам участников рынка минимальная загрузка самолета для эффективного коммерческого использования составляет минимум 65-70%.

Участники рынка, с одной стороны, указывают на приемлемые показатели по загрузке рейсов BMI, с другой указывают на трудности по формированию необходимого пассажиропотока. Так, по словам представителя венгерской авиакомпании Malev в Екатеринбурге Марианны Галагуры, в минувшем летнем сезоне загрузка рейсов у BMI была на достаточно высоком уровне — 60-70%. «Это достаточно высокий показатель, удачный с точки зрения коммерции», — указывает госпожа Галагура. По ее словам причиной такого решения могло стать изменение политики британской компании, которая в последнее время перевела свои рейсы в Москву. Дело в том, что по межправительственному соглашению авиакомпания имеет лимит рейсов из страны, соответственно если увеличиваются рейсы из Москвы, то необходимо их сокращать из Екатеринбурга. А директор представительства Czech Airlines Иржи Свобода считает одной из главных причин ухода британцев разрыв интерлайн-соглашения между BMI и British Airways. «Наполняемость рейса Екатеринбург — Лондон в основном происходила за счет уральских туристов, направляющихся через Великобританию в США. Для этого между английскими авиакомпаниями существовал договор, однако в этом году, насколько мне известно, он не был продлен, что могло отразиться в дальнейшем на пассажиропотоке, потому проект было решено свернуть», — предположил господин Свобода. А представитель Austrian Airlines Константин Коледа говорит, что и с точки зрения трансферных перевозок Лондон не был удачным решением. «Даже чисто географически для полетов по Европе Лондон не удобен — вы сначала летите вперед, чтобы потом несколько вернуться. Гораздо удобнее аэропорты Праги, Вены или Будапешта», — добавляет господин Коледа.

Снижение пассажиропотока на британском направлении отмечает и директор екатеринбургского филиала туроператора «Инна-Тур» Ольга Голик. По ее словам, спрос на Лондон у туристов сейчас значительно сократился, хотя и раньше был невысок. «Этому есть несколько объяснений: во-первых, путевки по этому направлению на 15-20% дороже среднеевропейских, во-вторых, в последнее время у россиян стали возникать сложности с получением виз на въезд в страну. Поэтому интерес к ней практически отсутствует», — указывает госпожа Голик. Она также поясняет, что наполняемость 60-70% у BMI действительно была, но она была не регулярной, что не может говорить о прибыльности рейса. «Кроме того, сегмент, на который рассчитывал авиаперевозчик — это состоятельные люди, которые сейчас вполне могут позволить себе переплатить и улететь через Москву, тем более что количество и частота рейсов по этому направлению только растет», — считает Ольга Голик.


Другие материалы по теме: