«Уральский рабочий» и Любовь Минина: «Чуть помедленней, тарифы!»
7 ноября 2008 (09:14)
Общественная палата озаботилась проблемами коммунального сектора
Реформа ЖКХ, в условиях которой мы живем уже пару десятков лет, обещанного эффекта пока не дала.
Заявленная на старте цель — создание комфортных бытовых условий для людей и финансовой базы для своевременного и качественного ремонта домов — так и остается благими пожеланиями. Такие мегаполисы, как Екатеринбург, все же находят в своих бюджетах средства на решение безотлагательных проблем, но их недостаточно. Копились-то они десятилетиями, но только пару лет назад были замечены на государственном уровне.
В результате жилой фонд в условиях недофинансирования продолжает ветшать. В том числе и из-за неразберихи в предлагаемых способах управления, на что недавно обратил внимание в одном из своих выступлений главный правозащитник страны Владимир Лукин.
Его слова процитировал коллегам член общественной палаты Екатеринбурга Юрий Родионов, выступивший основным докладчиком на недавнем заседании ОП, посвященном анализу состояния дел в системе жилищно-коммунального хозяйства уральской столицы.
К обсуждению этой темы общественники готовились не один месяц, обращаясь за консультациями во все имеющие к этому отношение службы. Только из администрации города получили ответы на 22 отправленных загодя вопроса.
В обсуждении волнующих население проблем также принимали участие депутаты городской Думы, представители администрации муниципалитета и районов.
По мнению большинства выступивших, ситуация еще больше обострилась после вступления в силу в 2006 году нового Жилищного кодекса, содержащего немало нестыковок и невыполнимых на практике деклараций.
Да и нынешние условия нестабильности требуют принципиально иных подходов, нежели применяемых ранее, отметил возглавляющий общественную палату директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин.
Государство, отойдя от управления важнейшей отраслью, фактически переложило все затраты по его содержанию на население. Это выразилось, считают общественники, в необоснованном росте тарифов, в утрате гражданами части льгот, изменениях системы управления многоэтажными домами.
Верхами, обратил внимание коллег Сергей Черкасов, взят курс на создание Товариществ собственников жилья (ТСЖ). Идея сама по себе хороша. Но для управления многоквартирным домом нужны профессионалы: менеджеры, юристы, экономисты… Практика показала, что готовых к этой деятельности людей — считанные единицы, стало быть кадры надо где-то учить. Возможно, создавать ТСЖ на базе сразу нескольких домов, а также — техническую базу для их обслуживания. Пока они в этом проигрывают управляющим компаниям, которым перешли по наследству диспетчерские службы. «Дисбаланс надо менять, если хотим, чтобы новая, рыночная форма управления находила все больше сторонников», — подчеркнул Сергей Виленович.
Одной из основных проблем остается, несмотря на предпринимаемые властями города меры, высокий процент износа инженерных коммуникаций и тепловых сетей. Отсюда большие потери ресурсов — тепла, воды — на пути от производителя услуг к потребителям.
— Сегодня практически все управляющие организации можно довести до банкротства, — заметил председатель профильной комиссии гордумы, имеющий немалый опыт работы в системе ЖКХ Александр Сизов. — Ведь из-за этих потерь, нехватки приборов учета в многоквартирных домах, на обслуживание которых, кстати, тоже надо тратиться, между управляющими компаниями и поставщиками услуг возникают постоянные споры по оплате. А поскольку дебет с кредитом постоянно не сходится, эту разницу вынуждены оплачивать городской бюджет и собственники жилья.
Отношение же к тарифным индексам, с помощью которых государство в последние годы пытается регулировать ценообразование в жилищно-коммунальной сфере, также вызывает немало вопросов. Члены общественной палаты акцентировали внимание на том, что госконтроль недостаточен, из-за чего тарифы непомерно растут. В то же время расценки, утверждают специалисты сферы ЖКХ, не покрывают реальные затраты на содержание и ремонт домов. Системы обоснования их формирования в России пока не создано. В результате, отметил начальник УЖКХ Екатеринбурга Олег Санжанов, муниципалитеты вынуждены тратить на дотирование услуг средства бюджета в ущерб финансированию других статей. К тому же, по его мнению, такой подход не стимулирует у жителей потребности в учете потребленных ресурсов, в их экономии. Льем без меры воду, не спешим отремонтировать подтекающий кран. Платящие по полной европейцы себе такой вольности не позволяют.
По мнению Александра Сизова, для реализации планов по капитальным ремонтам и погашению долгов жилищных организаций надо задействовать средства бюджетов всех уровней, а также транши из фонда поддержки реформы ЖКХ. Кстати, город причитающиеся ему в этом году деньги получил, но только в последнем квартале.
Самые же острые вопросы, в том числе по системе оплаты потребленных ресурсов в местах общего пользования многоквартирных домов, будут рассмотрены депутатами гордумы на одном из ближайших заседаний комиссии по ЖКХ. Пока эту проблему неуклюже пытаются решить самостоятельно в некоторых районах города.
Общественники говорили и о том, что нужно устранить все бюрократические барьеры, мешающие прохождению федеральных денег до получателей. Поступило также предложение пересмотреть расценки стоимости работ при капремонтах в сторону их снижения. Для этого, подчеркнул Александр Сизов, необходимо отладить технологические процессы, подыскать квалифицированные кадры.
В свое время «Свердловэнерго» занималось обучением работников основательно, напомнил коллегам Юрий Родионов. Почему бы этот опыт не использовать компаниям, вышедшим из-под его крыла в связи с реформированием энергетики?
Члены общественной палаты также предложили подумать над созданием системы страхования средств управляющих компаний, находящихся в стадии банкротства. Немаловажно, считают они, усилить контроль за финансовыми потоками управляющих организаций. Ведь в отличие от немногочисленных ТСЖ они распоряжаются не своими деньгами, тратя их не всегда рационально. Потому стоило бы, посчитали общественники, ввести практику заключения прямых договоров между поставщиками услуг и владельцами квартир.
Кроме того, общественники предлагают обратиться к федеральным властям с просьбой наложить мораторий на рост тарифов.
Эту точку зрения не разделил участвовавший в обсуждении председатель областной РЭК Николай Подкопай. По его словам, государство все еще компенсирует разницу между тем, во сколько оцениваются услуги поставщиков, и тем, сколько мы за них платим согласно утвержденным индексам, введенным в обиход.
Ситуация и так была непростой, теперь же она усугубляется тем, что некоторые граждане могут оказаться перед угрозой сокращения или урезания зарплат при неполном рабочем дне. В то время как тарифы, как обещают естественные монополии, еще подрастут. Самое время поразмыслить над действиями в этой ситуации, отметили члены ОК.
Реформа ЖКХ, в условиях которой мы живем уже пару десятков лет, обещанного эффекта пока не дала.
Заявленная на старте цель — создание комфортных бытовых условий для людей и финансовой базы для своевременного и качественного ремонта домов — так и остается благими пожеланиями. Такие мегаполисы, как Екатеринбург, все же находят в своих бюджетах средства на решение безотлагательных проблем, но их недостаточно. Копились-то они десятилетиями, но только пару лет назад были замечены на государственном уровне.
В результате жилой фонд в условиях недофинансирования продолжает ветшать. В том числе и из-за неразберихи в предлагаемых способах управления, на что недавно обратил внимание в одном из своих выступлений главный правозащитник страны Владимир Лукин.
Его слова процитировал коллегам член общественной палаты Екатеринбурга Юрий Родионов, выступивший основным докладчиком на недавнем заседании ОП, посвященном анализу состояния дел в системе жилищно-коммунального хозяйства уральской столицы.
К обсуждению этой темы общественники готовились не один месяц, обращаясь за консультациями во все имеющие к этому отношение службы. Только из администрации города получили ответы на 22 отправленных загодя вопроса.
В обсуждении волнующих население проблем также принимали участие депутаты городской Думы, представители администрации муниципалитета и районов.
По мнению большинства выступивших, ситуация еще больше обострилась после вступления в силу в 2006 году нового Жилищного кодекса, содержащего немало нестыковок и невыполнимых на практике деклараций.
Да и нынешние условия нестабильности требуют принципиально иных подходов, нежели применяемых ранее, отметил возглавляющий общественную палату директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин.
Государство, отойдя от управления важнейшей отраслью, фактически переложило все затраты по его содержанию на население. Это выразилось, считают общественники, в необоснованном росте тарифов, в утрате гражданами части льгот, изменениях системы управления многоэтажными домами.
Верхами, обратил внимание коллег Сергей Черкасов, взят курс на создание Товариществ собственников жилья (ТСЖ). Идея сама по себе хороша. Но для управления многоквартирным домом нужны профессионалы: менеджеры, юристы, экономисты… Практика показала, что готовых к этой деятельности людей — считанные единицы, стало быть кадры надо где-то учить. Возможно, создавать ТСЖ на базе сразу нескольких домов, а также — техническую базу для их обслуживания. Пока они в этом проигрывают управляющим компаниям, которым перешли по наследству диспетчерские службы. «Дисбаланс надо менять, если хотим, чтобы новая, рыночная форма управления находила все больше сторонников», — подчеркнул Сергей Виленович.
Одной из основных проблем остается, несмотря на предпринимаемые властями города меры, высокий процент износа инженерных коммуникаций и тепловых сетей. Отсюда большие потери ресурсов — тепла, воды — на пути от производителя услуг к потребителям.
— Сегодня практически все управляющие организации можно довести до банкротства, — заметил председатель профильной комиссии гордумы, имеющий немалый опыт работы в системе ЖКХ Александр Сизов. — Ведь из-за этих потерь, нехватки приборов учета в многоквартирных домах, на обслуживание которых, кстати, тоже надо тратиться, между управляющими компаниями и поставщиками услуг возникают постоянные споры по оплате. А поскольку дебет с кредитом постоянно не сходится, эту разницу вынуждены оплачивать городской бюджет и собственники жилья.
Отношение же к тарифным индексам, с помощью которых государство в последние годы пытается регулировать ценообразование в жилищно-коммунальной сфере, также вызывает немало вопросов. Члены общественной палаты акцентировали внимание на том, что госконтроль недостаточен, из-за чего тарифы непомерно растут. В то же время расценки, утверждают специалисты сферы ЖКХ, не покрывают реальные затраты на содержание и ремонт домов. Системы обоснования их формирования в России пока не создано. В результате, отметил начальник УЖКХ Екатеринбурга Олег Санжанов, муниципалитеты вынуждены тратить на дотирование услуг средства бюджета в ущерб финансированию других статей. К тому же, по его мнению, такой подход не стимулирует у жителей потребности в учете потребленных ресурсов, в их экономии. Льем без меры воду, не спешим отремонтировать подтекающий кран. Платящие по полной европейцы себе такой вольности не позволяют.
По мнению Александра Сизова, для реализации планов по капитальным ремонтам и погашению долгов жилищных организаций надо задействовать средства бюджетов всех уровней, а также транши из фонда поддержки реформы ЖКХ. Кстати, город причитающиеся ему в этом году деньги получил, но только в последнем квартале.
Самые же острые вопросы, в том числе по системе оплаты потребленных ресурсов в местах общего пользования многоквартирных домов, будут рассмотрены депутатами гордумы на одном из ближайших заседаний комиссии по ЖКХ. Пока эту проблему неуклюже пытаются решить самостоятельно в некоторых районах города.
Общественники говорили и о том, что нужно устранить все бюрократические барьеры, мешающие прохождению федеральных денег до получателей. Поступило также предложение пересмотреть расценки стоимости работ при капремонтах в сторону их снижения. Для этого, подчеркнул Александр Сизов, необходимо отладить технологические процессы, подыскать квалифицированные кадры.
В свое время «Свердловэнерго» занималось обучением работников основательно, напомнил коллегам Юрий Родионов. Почему бы этот опыт не использовать компаниям, вышедшим из-под его крыла в связи с реформированием энергетики?
Члены общественной палаты также предложили подумать над созданием системы страхования средств управляющих компаний, находящихся в стадии банкротства. Немаловажно, считают они, усилить контроль за финансовыми потоками управляющих организаций. Ведь в отличие от немногочисленных ТСЖ они распоряжаются не своими деньгами, тратя их не всегда рационально. Потому стоило бы, посчитали общественники, ввести практику заключения прямых договоров между поставщиками услуг и владельцами квартир.
Кроме того, общественники предлагают обратиться к федеральным властям с просьбой наложить мораторий на рост тарифов.
Эту точку зрения не разделил участвовавший в обсуждении председатель областной РЭК Николай Подкопай. По его словам, государство все еще компенсирует разницу между тем, во сколько оцениваются услуги поставщиков, и тем, сколько мы за них платим согласно утвержденным индексам, введенным в обиход.
Ситуация и так была непростой, теперь же она усугубляется тем, что некоторые граждане могут оказаться перед угрозой сокращения или урезания зарплат при неполном рабочем дне. В то время как тарифы, как обещают естественные монополии, еще подрастут. Самое время поразмыслить над действиями в этой ситуации, отметили члены ОК.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Аргументы и факты» и Алексей Константинов: «На Среднем Урале 80% УК убыточ ...
- В Екатеринбурге создается межведомственная балансовая комиссия, которая буд ...
- «Уральский рабочий»: «Долги тянут на дно»
- «Уральский рабочий», Любовь Минина пишет: Сколько потребил, за столько запл ...
- Заседание областной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйс ...