Мебельный бум не за горами

Одной из наиболее успешно развивающихся отраслей народного хозяйства в России после 1989 г. стала, есть и остается мебельная промышленность, благодаря вакууму, который существовал на этом рынке. Под вакуумом подразумевается колоссальный разрыв между спросом и предложением любой мебели в России.

После снятия «железного занавеса» эту пустоту начала заполнять мебель из Восточной Европы. Это, прежде всего Польша, Югославия, Венгрия, Чехословакия, Восточная Германия и т.д. Конечно, отечественный легпром предлагал потребителям минимальный набор домашней утвари, но полноценной мебелью ее назвать было нельзя.

Поворотным моментом стал 1989 г., когда была разрешена индивидуальная коммерческая деятельность. Этот год можно считать временем рождения отечественной мебели для широкого круга потребителей. Сначала мебель не отличалась высоким качеством или техническими решениями, но и она находила своего потребителя.

Следующий этап развития наступил в 1994 г., когда платежеспособный потребитель, начавший путешествовать по миру, потребовал не только количества, но и качества. В это время большинство отечественных предприятий достигли уровня польской и иной подобной мебели, часть предприятий даже смогла перешагнуть этот качественный уровень. Но теперь отечественный легпром столкнулся не с восточноевропейским ширпотребом, а с качественной и технически более совершенной мебелью из Западной Европы, Италии, Испании и т.д. Отечественные производители не выдержали конкуренции, и иностранные производители начали экспансию на наш рынок.

Влияние кризиса

Следующие четыре года протекали достаточно спокойно. Отечественные мебельщики постепенно вытесняли восточноевропейскую мебель, а компании из Западной Европы последовательно завоевывали наш рынок с его растущим платежеспособным спросом. Но полной неожиданностью стал 1998 г., который, несмотря ни на что, оказал весьма благоприятное влияние на российских производителей. Они не только не снизили объемы производства, но смогли перешагнуть на несколько уровней качества выше при одновременном увеличении объемов производства.

Этому есть достаточно простое и логичное объяснение. Что касается объемов производства, то благодаря территориальной привязанности предприятий отрасли и их ориентации на отечественные материалы и комплектующие, резкого снижения объемов не произошло. Оно, конечно, было, но носило краткосрочный характер. Снижение платежеспособности населения не упало ниже средней цены отечественной мебели, а всего лишь достигло равновесного уровня. Что же касается качества, то, благодаря тому, что отечественные предприятия не тратились на различные технологические исследования, просто ограничиваясь копированием образцов импортной мебели, и тому, что иностранные компании были временно вытеснены с отечественного рынка, оно было вынуждено улучшиться в соответствии с требованиями рынка.

В настоящий момент большинство продаваемой в России мебели сделано отечественными производителями. Но иностранные компании прочно закрепились в сегменте элитной мебели и, прогнозируя мебельный бум в России, усиливают свои позиции на отечественном рынке. Отечественные же производители довольно успешно осваивают внутренний рынок. Количество компаний уже стабилизировалось, начался процесс укрупнения существующих.

Активизация иностранных компаний на отечественном мебельном рынке не случайна. В зависимости от того, как они смогут закрепиться на отечественном рынке, будет зависеть успешность их дальнейшего присутствия на нем.

Как уже говорилось, в 1998 г. иностранные компании были временно потеснены с отечественного рынка. Но это лишь подстегнуло эти компании к активизации своей деятельности по проникновению и закреплению на рынке любым способом. По оценкам специалистов, перспективы российского рынка огромны, и возможные объемы продаж на нем не берется предсказать никто. Но то, что спрос на мебель далек от насыщения, достаточно очевидно, и даже прогнозируется «мебельный бум», который продлится минимум 10 лет. Все это заставляет иностранные компании укреплять свои позиции. Конечно, производители элитной мебели будут находиться в зоне недосягаемости еще минимум 10-15 лет, но что касается мебели для среднего класса, то ее активно осваивают российские производители.

Борьба за рынок

Существует два метода закрепления на российском рынке. Первый – это создание собственной сбытовой сети. Это уже по существу сделано и продолжает делаться большинством иностранных компаний. Это «Берлони», «Сковалини», но самый успешный проект – это проект шведской фирмы IKEA. Она применяет сочетание новых методов продвижения своих товаров, новых технических решений и огромные торговые площади, например самый большой в России мебельный торговый комплекс площадью 25.000 кв. м, и при этом широкая рекламная кампания.

Другой метод – это освоение производства внутри страны. Наиболее распространенной формой такого закрепления на рынке является создание совместного предприятия. Совместное предприятие (СП) является самой простой и наиболее оптимальной формой. При его создании иностранная компания получает дешевую рабочую силу, снижает транспортные, таможенные и налоговые затраты на производство. Российские партнеры получают необходимые финансовые ресурсы, структуру управления, зарекомендовавший себя брэнд и новые технологии, чего так не хватает отечественным компаниям.

Один из наиболее ярких примеров такого проникновения – опять же компания IKEA. Губернатор Челябинской области Петр Сумин недавно встретился с генеральным директором шведской фирмы IKEA Кристофом Буэром. Это был уже второй визит главы шведской компании в Челябинскую область. В Челябинской области фирму интересует предприятие «Экодом», в развитие которого она намерена вложить 7 млн долл. Согласно подписанному соглашению между IKEA и «Экодомом», через год челябинское предприятие должно начать выпуск готовой мебельной продукции по заказу шведской фирмы. Петр Сумин заверил Кристофа Бауэра, что со стороны областных властей совместному проекту будет оказана всесторонняя поддержка. И это не единственный проект этой фирмы в России.

Прогнозы

Большинство аналитиков прогнозируют не только строительный, но и мебельный бум, который продлится минимум до 2012 г. Следует отметить, что большинство производителей не только не готовы к нему, но и не знают об этом.

Предпосылок действительно много. Это и увеличение темпов строительства, и повышение общего уровня благосостояния населения России и т.д. Тем более что всплески спроса на мебельном рынке имеют периодичность примерно 10-12 лет, что соответствует среднему сроку службы мебели. Если учесть, что первая волна повышенной активности наблюдалась в 1989 г., можно предположить, что следующее повышение должно быть примерно в 2002 – 2003 гг. Увеличение объемов строительства, повышение требований не только к жилью, но и к мебели, в частности, способствует усилению роста объемов производства мебели.

Эту ситуацию проанализировали иностранные производители и начали активную интервенцию на отечественный рынок. Нерезиденты достигают неплохих результатов. Они действуют достаточно грамотно и целенаправленно. Мебельщики не только расширяют свою сеть торговых и дилерских представительств, но и активно внедряются в производственный процесс. Как уже говорилось, это не только СП, но и собственные фабрики. Это демонстрирует рост потенциала компаний перед бумом.

Прямо противоположно поведение отечественных производителей. Только небольшая часть российских предприятий активно развивается и наращивает свой потенциал. Большинство мебельщиков удовлетворено своим качеством и объемами производства. Если сохранится эта тенденция, то большинство компаний не сможет вовремя сориентироваться на изменившуюся конъюнктуру рынка, а отсутствие производственного потенциала не позволит быстро нарастить объемы производства. В результате сочетания перечисленных факторов возможно очередное вытеснение российского производителя с отечественного рынка.

Но несмотря ни на что, мебельный рынок в России развивается достаточно позитивно, хотя рост производства и улучшение качества идут достаточно медленными темпами. Можно предположить, что в мебельной отрасли могут начаться интеграционные процессы, свойственные всей экономике страны. Возможно создание вертикально-интегрированных холдингов, которые объединят собой всю производственную цепочку (от лесозаготовки до конечной сети реализации). Единственное, что оставляет желать лучшего в большинстве компаний, – это уровень менеджмента и качества продукции, а также темпы их роста.

Большинство предприятий мебельной промышленности Свердловской области не смогло использовать преимущества девальвации: объемы импорта увеличиваются, темпы роста отечественного производства снижаются. Потребители все чаще выбирают более качественный европейский товар. Сами мебельщики уверены, что они не уступают в качестве иностранным производителям. Но при этом качество большинства производимой в Уральском регионе мебели оставляет желать лучшего. С одной стороны, торговцы мебелью пока не замечают снижения спроса на отечественные изделия. Многие просто копируют западный продукт, но копируют не очень хорошо. При этом отечественные копии стоят в три раза дешевле западных оригиналов, чем и привлекают потребителей. С другой стороны, статистика показывает, что доля импортной мебели на рынке начала увеличиваться и приближаться к докризисному уровню в 40 – 50%. Впрочем, мебельщики не считают, что импорт вновь займет доминирующее положение на рынке.

На мебельном рынке в Свердловской области происходит вытеснение местных производителей продукцией из других регионов. Как правило, это производители из соседних областей, например, Челябинской и Пермской. В начале этого года открыла свое представительство московская фирма «Шатура». Наращивают объемы продаж иностранные компании. При этом постепенно снижается объем продаж нижнетагильских мебельщиков, качество продукции которых существенно ухудшилось. Среди местных успеха добились около десятка компаний, но не более. Например, мебельные компании «Стадис», «Томек» и др. В основном это мягкая мебель.

При этом интересна тенденция усиления Свердловской области в качестве крупного межрегионального производителя и поставщика материалов и комплектующих, не только отечественных, но и зарубежных. Например, местная фирма «Садко» практически полностью вытеснила питерских производителей софт- и постформинга для фасадов со всего Уральского региона, благодаря грамотным инвестициям в оборудование. А одним из самых крупных поставщиков оборудования, комплектующих и фурнитуры, стала компания «Тэлси».

Итог

При сохранении существующего положения большинство местных производителей будет вытеснено иностранными производителями или мебельщиками из других регионов, кроме тех видов мебели, транспортировка которых экономически невыгодна. Но при этом Екатеринбург сможет контролировать уровень цен через регулирование потоков материалов и комплектующих, которые все больше и больше концентрируются здесь.

В завершение хочется отметить, что рано или поздно наступит конфликт интересов иностранных и российских компаний. Кто при этом победит, сказать сложно. С одной стороны, отечественные компании имеют достаточно сильное лобби и ориентированы на отечественные материалы и комплектующие, но у них достаточно слабый менеджмент и скудные финансовые резервы. С другой стороны, иностранные компании все сильнее закрепляются на российском рынке, имеют достаточно мощные финансовые рычаги, высококачественный менеджмент и передовые технологии. Кто в конечном счете победит – решит потребитель.


Другие материалы по теме: