Инвестиции на урале

С корреспондентом «VIP-консультанта» беседует заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе по вопросам экономического развития Виктор Басаргин.

– Виктор Федорович, не секрет, что сейчас государственные структуры берут под контроль различные финансовые потоки. Создается некое финансовое учреждение по линии ЦБ РФ, которое, с одной стороны, будет нести надзорные функции, а с другой стороны, будет в некоторой степени заниматься коммерческой деятельностью, так называемая «финансовая разведка». Когда подобный орган будет создан в УрФО?

– Уже есть нормативная база, связанная прежде всего с законом «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Кроме того, есть указ Президента по созданию Комитета финансового мониторинга. С выходом этих нормативных документов появилась база для осуществления более глубокого финансового контроля со стороны государства, во-первых, за целевым использованием бюджетных средств; во-вторых, за использованием и контролем финансовых потоков, которые по определенным признакам направлены на поддержку преступной деятельности. Под эти нормативные документы нужен механизм их реализации. Сегодня государству непросто даже поставить под контроль финансовые потоки наших бюджетных организаций. Не составляет тайны, что, к сожалению, многие банки и коммерческие структуры развивали свой бизнес на «прокрутке» бюджетных средств.

Поэтому необходимо реализовать механизмы контроля за государственными финансовыми потоками. В одиночку государству справиться с этим очень сложно, поэтому в контроле за финансовыми потоками примут участие и Центральный банк, и другие структуры. По этому поводу у нас в округе планируется в начале февраля провести два совещания. Одно совещание по линии Центробанка, на котором планируется совместно выработать механизмы реализации этих законов.

Местное представительство Центрального банка (мы беседовали с Сорвиным Сергеем Васильевичем) готово к осуществлению контроля за бюджетными средствами в нашем округе. Мы видим, что степень готовности осуществления такого контроля у коммерческих банков еще низка, но они так или иначе будут участвовать в этой работе.

Мы планируем, что 12 февраля в Екатеринбург приедут председатель Комитета по финансовому мониторингу с работниками своего аппарата и представители Министерства финансов РФ. С ними полпредство будет обсуждать вопросы контроля за финансовыми потоками, то есть кто будет вести эту работу на территориях и как она будет реализовываться.

Так что в скором времени в УрФО будет организована структура, которая будет заниматься вопросам финансового мониторинга. Из всех источников звучало, что должна быть единая система государственного финансового контроля, и построением такой системы мы занимаемся сегодня.

– Каким образом полпредство принимает участие в инвестиционном развитии округа ?

– Недавно были объединены два совета при полномочном представителе. На базе двух советов создан один – по инвестициям и финансам. Задача этого нового органа – добиться максимального привлечения инвестиций в Уральский федеральный округ.

Мы рассчитываем сохранить положительную динамику привлечения инвестиций. Надо заметить, что объем инвестиций в предприятия округа имеет некоторое пороговое значение. Если объем инвестиций будет ниже некоторого определенного значения, то в промышленности УрФО могут начаться необратимые процессы с точки зрения модернизации технологий и оборудования. Если не обеспечить необходимый объем инвестиций сегодня, то завтра нужны будут несопоставимые с этим объемом средства для реанимации нашей экономики.

Поэтому острая проблема инвестиций в экономику сегодня существует, и для ее решения был создан наш Центр деловой поддержки. Этот орган действует в целях адаптации бизнеса к тем условиям, которые сегодня существуют в округе. Если сегодня у представителя бизнеса есть желание инвестировать средства в предприятия Уральского федерального округа, то этот Центр готов предоставить любые услуги по регистрации, юридическому консультированию, бухгалтерским услугам, поиску партнеров и т. д. Таким образом, Центр помогает бизнесменам в решении вопросов, которые могут возникнуть по причине незнания особенностей округа, в частности юридических.

Хотя, понимая некоторую непредсказуемость процессов, которые сегодня здесь у нас происходят, любой иностранный инвестор до момента осуществления инвестиций эти процессы изучает с точки зрения аудита, консалтинга и т. д. Аппарат полномочного представителя готов участвовать в этом процессе и предоставить свои услуги.

– Можно ли сегодня спрогнозировать рост инвестиций в 2002 г.?

– Я думаю, что в 2002 г. будет значительный рост инвестиций. Но, к сожалению, рост будет в наших традиционных отраслях – металлургии и нефтегазовом комплексе. В других отраслях, и прежде всего в машиностроении, мы этого инвестиционного бума не ожидаем, хотя очень бы хотелось, чтобы это произошло.

К примеру, недавно Тюменская область подписала соглашение с РАО «Газпром». Газпром будет активно инвестировать в область в 2002 г. с учетом необходимости поддержки определенного объема газодобычи, а также Газпром будет активно осваивать Ямал. Есть и другие проекты, связанные с транспортной инфраструктурой на Севере нашего округа. Есть и инвестиционные проекты по металлургии – они тоже связаны не только с нашим округом, но относятся к традиционным нашим отраслям.

Сегодня есть ряд проектов по Челябинской области, есть некоторые проекты по развитию минерально-сырьевой базы за пределами округа. Ошибочным было бы утверждать, что эти проекты делаются под какую-то одну структуру, но мы понимаем, что все инвестиционные проекты в металлургической отрасли в определенной степени осуществляются в интересах крупнейших металлургических предприятий – это СУАЛ, УГМК, НТМК и Магнитка.

– Всем известно, что в Уральском федеральном округе уже работают крупные корпорации федерального масштаба. Петр Михайлович уже повстречался с первым лицами практически всех этих компаний. Естественно, что со стороны этих корпораций существует определенное лоббирование своих интересов. Не получится ли так, что к кому-то из них будет проявлен больший интерес со стороны полпредства, а к кому-то – меньший ?

– Хочу сразу сказать, что с точки зрения принципа равноудаленности власти те встречи, которые проходят с представителями компаний, имеют своей целью знакомство с развитием бизнеса наших вертикально-интегрированных структур. Это связано не с какими-либо переделами собственности, а с освоением территории округа. Мы знакомимся с планами компаний и говорим об инвестиционных программах, мы говорим о необходимости социальной направленности бизнеса.

Полномочный представитель и его аппарат не собираются интегрироваться в то экономическое полотно, которое существует в каждом субъекте федерации.

Мы не преследуем цель стать той структурой, которая создаст какие-то административные барьеры для развития бизнеса, к которой бизнесмен должен идти за какими-то разрешениями, лицензиями, сертификатами. Таких функций мы на себя брать не собираемся, наоборот, всячески будем способствовать снятию таких барьеров на уровне субъектов, муниципалитетов и наших территориальных структур федеральных органов исполнительной власти.

Поэтому хотелось бы сразу предупредить всех бизнесменов, что к нам не надо «ездить с чемоданами денег». Если есть проблемы, то мы готовы содействовать их решению. Если эти проблемы возникли в неподконтрольных нам ведомствах, то мы готовы идти на конструктивный диалог, без какого-либо лоббирования.

К примеру, сегодня очень серьезно обсуждаются проблемы малого и среднего бизнеса, причем эти проблемы действительно колоссальные. Но проблемы есть и в целом у бизнеса, не только у малого. Но возможности решения этих проблем различны, уровни решения этих проблем также различны. Поэтому акцент делается на малый бизнес – мы хотели бы, чтобы с нами делились проблемами представители малого бизнеса. Мы хотели бы взаимного диалога с представителями бизнеса, для того чтобы решать эти проблемы.

– Уже никто не сомневается, что в этом году повысятся тарифы естественных монополий. Не повлечет ли это за собой девальвацию национальной валюты, кризис и сокращение потребительского спроса ?

– Я считаю, что трудности протекания процессов демократизации и либерализации связаны с нашим менталитетом. В течение последних 10 лет любой шаг, связанный с повышением тарифных платежей или повышением тарифов естественных монополий, вызывает ответные шаги со стороны наших производителей и потребителей. Эффект повышения уровня жизни за счет повышения социальных выплат, повышения заработной платы всегда компенсируется немедленным ростом потребительских цен. Экономика к этому уже привыкла – как только наши политики заявляют о том, что будет повышаться заработная плата, сразу же наш сектор услуг начинает повышать цены, повышая уровень своей прибыли. Это естественная реакция, и она связана с действием объективных экономических законов – в любом случае производитель пытается скомпенсировать свои потери за счет роста цен.

Иногда я склоняюсь к мысли, что для того чтобы изменить такой менталитет и добиться какой-то социальной стабильности, довести уровень жизни населения хотя бы до уровня 1998 г., государству необходимо более жестко себя вести в отношении цен. Когда мы однозначно говорим о том, что мы страна рыночная и что мы должны войти в ВТО, мы забываем о слабости нашей экономики. Думаю, что какой-то период государственного административного и не слишком жесткого регулирования цен помог бы сломать такую психологию и повысить уровень жизни населения.

– Какова Ваша оценка прошедшего года в отношении экономической и политической ситуации в УрФО и Свердловской области?

– 2001 г. с точки зрения экономики был для округа и Свердловской области достаточно удачным, хотя и сложным. Дважды (осенью и весной) мы видели пиковые значения снижения темпов роста и даже остановку экономического роста. Тем не менее мы преодолели эти проблемы. Основные показатели по всем субъектам федерации, входящим в УрФО, по итогам года оказались выше общероссийских, поэтому есть повод для того, чтобы испытывать определенную гордость. На этом фоне Свердловская область тоже выглядит очень прилично, тоже большинство показателей на высоком уровне. Есть проблемы в финансовой сфере. Хотя мы очень неплохо поработали по реструктуризации задолженности предприятий перед государством, тем не менее задолженность наших предприятий остается очень высокой. Концентрация всех ресурсов на решении этой проблемы является сегодня актуальной задачей, тем более мы понимаем, что процесс реструктуризации уже практически завершился. Тем не менее практически 40% задолженности осталось нереструктурированной. До сих пор около 50% предприятий остаются убыточными. Поэтому с финансовой точки зрения 2002 г. будет непростым. С бюджетной точки зрения год также будет непростым, что связано с происходящей реформой ЖКХ.

Я думаю, что 2002 г. будет не менее сложным, чем 2001, но каких-то непредсказуемых вещей он не несет.

Беседу вел Борис Ярков


Другие материалы по теме: