Оптимизация бизнеса: «Михалюм»

На одном из металлургических предприятий Свердловской области начался интересный эксперимент.

Специфика российской экономики такова, что большинство крупных предприятий имеет не соответствующее современным требованиям экономики производство. Дело в том, что оно имеет чрезвычайно высокие средние издержки. Связано это, прежде всего, с масштабностью и малой гибкостью системы хозяйствования советского периода, от которого, собственно, сегодняшней России и досталась вся производственная сфера. Переход на рыночный путь хозяйствования, период первичного накопления капитала, отсутствие эффективного управления усугубили зародившийся в начале 80-х гг. кризис технологической отсталости отечественных предприятий. Именно этот кризис и выявил неповоротливость российских предприятий. Но когда нехватка финансовых средств для модернизации производства и проблема быстрой адаптации бизнеса к новым условиям была преодолена, перед российскими предприятиями возникла другая проблема – социальная.

Именно социальная нагрузка предприятий вкупе с неспособностью большинства постсоветского трудоспособного населения адаптироваться к изменяющимся условиям стала камнем преткновения для дальнейшего развития большей части отечественных предприятий. В соответствии с мировой практикой и экономическими законами во время кризисных периодов или вообще периодов наибольшей концентрации финансовых ресурсов необходимо до минимума снижать производственные издержки фирмы. Вполне логичным шагом в данном случае является консервация ставших нерентабельными подразделений фирм и максимальное снижение постоянных издержек, наличие которых не зависит от того, работает фирма или нет.

Социальная сфера

Именно здесь и начинаются проблемы. Консервация производства, другими словами – его остановка, неизбежно ведет к сокращению рабочей силы. Если для европейских и американских компаний увольнение любого количества наемных рабочих вполне привычное дело в силу высокой социальной защищенности населения (например, в США пособие по безработице в несколько раз превосходит среднюю заработную плату по регионам России), то в нашей стране ситуация прямо противоположная, по причине высокой социальнй значимости любого крупного предприятия и слабой социальной защищенности населения.

Опыт начала 90-х, когда по стране прокатилась волна сокращений штатов компаний, показал, что в России это приводит к весьма существенным социальным конфликтам, которые, естественно, мешают нормальному функционированию этих компаний. В результате менеджмент терпящего кризис предприятия попадает в весьма сложную ситуацию. С одной стороны, ему надо снижать издержки, закрывать порой целые цеха, но, с другой стороны, руководители компаний не могут без существенных последствий уволить сотрудников этих самых цехов, в результате очень сильно возрастают постоянные издержки, так как надо «содержать» этот ставший обузой персонал. Большинство руководителей, не желая разжигать социальный конфликт, одновременно пытаясь снизить потери, выбирают заведомо тупиковый путь дальнейшего развития и продолжают заведомо убыточное производство. Рано или поздно объем долгов достигает катастрофических размеров, что приводит к весьма негативным последствиям.

Тем не менее, российские менеджеры не стоят на месте и пытаются решить эту проблему. Так, группа менеджеров компании предложила новую схему решения этой комплексной проблемы. С 2000 г. в состав холдинга входит Михайловский завод по обработке цветных металлов, который несколько лет находился в упадочном состоянии, но благодаря усилиям нового руководства компании он заметно улучшил свои результаты. В данный момент предприятие подошло вплотную к тому рубежу, когда для перехода на новый качественный уровень нужны не столько инвестиции, сколько оптимизация самого производственного процесса, которая как раз предполагает избавление от бесперспективных подразделений.

Как говорят представители предприятия, только в декабре 2001 г. завод вплотную подошел к уровню рентабельности, близкому к нулю. Свою негативную роль сыграла и сложная конъюнктура рынка цветных металлов, которая достаточно сильно поменялась с тех пор, когда завод работал на полную мощность. В течение 2000–2001 гг. «Михалюм» занимался восстановлением оборудования и, кроме того, активно восстанавливал свои позиции на рынке. В настоящий момент все расчеты сведены к тому, что завод сможет на достигнутом уровне издержек выйти на те объемы, которые позволят развиваться и компенсировать непроизводственные издержки, которые на заводе достаточно велики.

В частности, полностью на непроизводственные издержки можно отнести нерентабельное, очень старое производство, в частности цех завода №1. Сегодня, с учетом сложившейся экономической ситуации и коньюктуры рынка цветных металлов, руководство завода отдает себе отчет в том, что для рентабельности ему необходимы большие инвестиции. К сожалению, эти инвестиции можно вкладывать только в один-единственный цех №5, так как все остальные цеха абсолютно бесперспективны и приносят только издержки, связанные со старой инфраструктурой.

Но на самом деле ситуация достаточно обычна: на многих предприятиях области сложилась похожая обстановка, когда на балансе предприятия висит некоторая социальная инфраструктура, отказаться от которой оно не может по целому ряду причин. Естественно, главная причина – это то, что все рабочие предприятия живут в этом городе. Таким образом, снижение непроизводственных издержек, например, отключение тепла, самым прямым образом скажется на сотрудниках предприятия. Другими словами, большинство предприятий не может позволить себе отказаться от социальной сферы. Между тем затраты на поддержание социальной сферы ложатся на себестоимость продукции завода, дела которого и без того находятся не в блестящем состоянии.

Стратегия

Для выхода из ситуации разработана стратегия вывода завода на безубыточность. Этот план подразумевает не только сокращение персонала, но также и оптимизацию издержек. Таким образом, насколько это возможно, «Михалюм» будет реструктурирован изнутри: в одном каком-то здании будут объединены несколько служб, чтобы не было разброса их по территории, а в остальных зданиях будут отключены тепло и вода. Таким образом, ненужные площади будут законсервированы.

Генеральный директор «Михалюма» Сергей Боровик говорит: «Будет проведено сокращение рабочей силы, но хотелось бы, чтобы все понимали, что без этого не обойтись. В частности, за последний месяц мы выпустили два приказа, закрыв два производства цеха №1. Сейчас производство биметаллов, которым занимается первый цех, абсолютно бесперспективно. Дело в том, что сейчас все заводы, которые изготавливают подшипники скольжения для поршней, перешли на совершенно новые технологии, следовательно, то оборудование, которое стоит, нигде не используется. Кроме того, в этом цехе есть две отражательные мазутные печи, использовавшиеся ранее для переплавки лома. Лом в настоящее время абсолютно нерентабелен и не имеет сбыта. Однако вполне возможно, что такое производство будет выгодно, если эти печи будут не в составе «Михалюма», то есть не будет тех самых дополнительных издержек».

Кроме того, изменения коснутся и цеха №4, где находится производственная площадка завода «Демидовский». То производство, которое имеет завод «Демидовский», а это матовая посуда, не является рентабельным в том виде, в котором оно сейчас существует. Кроме того, в 4-м цехе существуют высокие зарплатные издержки. Более того, численность работающих выше необходимой. Предполагается, что еще в течение трех месяцев завод «Демидовский» будет финансировать производство, а затем еще в течение четырех месяцев выплачивать заработную плату, но при этом завод будет находиться на самоокупаемости.

В данном случае головное предприятие предоставит как методическую помощь, так и помощь в сбыте продукции. При этом предприятие станет «народным», работники сами выберут управляющих, сами будут заниматься учетом с помощью людей из профсоюзов и тех, кого они выберут.

В противном случае цех придется просто завтра закрыть, и все, кто там работал, а это 118 человек, окажутся безработными. Руководство «Михалюма» считает, что когда рабочие сами будут владеть предприятием, то они сами будут считать свои деньги.

Скорее всего, новообразованное предприятие будет дочерним по отношении к «Михалюму», то есть отдельным юридическое лицом с отдельным счетом.

Головное предприятие оставляет новому предприятию оборудование в аренду, в течение ближайших семи месяцев у работников 4-го цеха есть возможность получать заработную плату в размерах, установленных законом (т.е. средняя за последние три месяца).

Кроме того, было предложено предоставить новому предприятию оборотные средства на первый месяц. Они будут предоставлены в виде купленного за деньги завода «Демидовский» металла в качестве долгосрочного кредита, что также является плюсом. Таким образом, у нового предприятия появится льготный период, в течение которого они существуют в экономических реалиях, но, с другой стороны, имеют весьма существенные преференции.

Эта идея обсуждалась с профсоюзными лидерами и нашла поддержку профсоюзов. Кроме того, идея согласована с местными властями, она соответствует стратегии развития среднего и малого бизнеса.

Как заявил генеральный директор «Михалюма» Сергей Боровик, «весь смысл нашего предложения заключается в том, что теперь уже те люди, которые возглавят новообразованное предприятие, поймут сами, что для того, чтобы что-нибудь получилось, чтобы дать возможность работать 15–20 человекам, с ними надо будет что-нибудь делать. Другими словами, это решение будет уже не нашим, а решением непосредственно тех людей, которые будут этим всем заниматься».

Итог

Следует отметить, что подобные проблемы характерны не только для Михайловска, но и для всей страны. К сожалению у людей слишком сильны иждивенческие настроения, они привыкли, что крупный завод всегда «тянул» всех. Может быть, это было нормальным в социалистической экономике, но сейчас произошли существенные изменения, и старые стереотипы в рыночную экономику уже никак не вписываются.

Если разобраться в самой ситуации, то становится очевидным, что основная причина этого, прежде всего, менталитет рабочих, которые, вместо того чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, предпочитают плыть по течению, уповая на то, что завод будет содержать их до конца жизни. Таким образом, тот эксперимент, который начался на «Михалюме», может стать первым прецедентом в начинающемся процессе оптимизации деятельности промышленных предприятий. Также следует отметить, что ухудшение мировой конъюнктуры стимулирует эти процессы, так как, для того чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке, необходимо снижать издержки производства, но происходящее в настоящий момент повышение тарифов естественных монополий требует ускорения этого процесса. В заключение хотелось бы сказать, что для того, чтобы не получить обратную сторону капитализма (подобно состоянию США в годы великой депрессии, сопровождавшейся массовыми увольнениями), который в настоящее время выстраивается в России, необходимо в корне менять менталитет рабочего класса, чтобы они не задавали вопросы вроде: «Почему меня уволили, и что мне теперь делать?». А задавались вопросом: «Что я могу сделать, чтобы работать и жить лучше?».


Другие материалы по теме: