Coke и Pepsi больше не воюют

7 февраля 2001 (11:07)

Забудьте про войны между компаниями Coca-Cola и Pepsi за место на рынке по производству колы. Теперь они пытаются зарабатывать на всем от чипсов до молочных коктейлей, но только не на напитке, принесшем им известность.


Очередная попытка Coca-Cola влить свежую кровь в производство была анонсирована во вторник в Атланте, где компания сообщила о расширении сотрудничества со швейцарской группой Nestle SA. Это совместное предприятие рассчитывает произвести бум на рынке прохладительных напитков. В его планы входит создание множества новых напитков - от ледяного чая до энергетических лимонадов, содержащих кофеин и популярных в молодежной среде.


Совместное предприятие вскоре получит свое имя и начнет функционировать как независимая компания.


Компания Pepsi в настоящее время смещает акценты в сторону производства закусок. Сейчас продукты линии Frito-Lay (например картофельные чипсы Lays) приносят компании большую прибыль, чем знаменитый напиток кола, разработанный в 1898 году фармакологом Селибом Брэдхемом для лечения расстройства пищеварения.


Создается впечатление, что подобная политика оправдывает себя. Опубликованные в прошлую пятницу данные говорят о стабильном росте прибылей как Coca-Cola, так и Pepsi. По данным First Call/Thompson Financial, доходы Coca-Cola в четвертом квартале составили 38 центов за акцию. Это на 27% больше, чем в прошлом году.


Глава компании PepsiCo Роджер Энрико заявил, что ее доходы по сравнению с прошлым годом выросли на 15%. И несмотря на спад в экономике, фирма рассчитывает на увеличение прибылей в 2001 году на 12-13%.


Доходы от продаж газированных напитков продолжают незначительно расти. Однако ни Coca-Cola, ни Pepsi больше на них не рассчитывают. Во время войн за рынок конца 90-х годов компании поняли, что это не слишком легкий путь для зарабатывания денег. Обе компании значительно повредили друг другу, ведя политику снижения цен.


Именно поэтому Coca-Cola и Pepsi ищут новые пути расширения своего бизнеса.


Некоторое время Coca-Cola пыталась восстановить уровень продаж, упавший после разразившегося в 1999 году скандала, когда люди избегали напитков этой компании, боясь заразиться. Однако заметного роста продаж газированных напитков отмечено не было, и Coca-Cola обратила свое внимание на новые категории товаров. В дополнение к совместному предприятию с группой Nestle компания анонсировала планы по запуску линии, производящей молочные напитки для детей. Coca-Cola также приобрела компанию P.J. Bean Co, изготавливающую бутилированные кофейные напитки Planet Java. Кроме того, сама компания начала выпуск воды Dasani и энергетического напитка KMX.


Хотя более половины доходов компании Pepsi приходится на продажу закусок, она продолжает уделять большое внимание производству напитков. В прошлом месяце Pepsi приобрела контрольный пакет компании South Beach Beverage Company, владеющей маркой SoBe, под которой изготавливаются соки, энергетические напитки и чаи.


Затем Pepsi приобрела фирму Gatorade, которой принадлежит 80% американского рынка спортивных напитков. Как только Coca-Cola отказалась от приобретения знаменитого производителя овсяных хлопьев компании Quaker Oats, Pepsi сразу же купила ее за $13,4 млрд. Теперь Pepsi доминирует на рынке спортивных напитков, наращивает производство негазированных напитков, в частности, бутилированной воды Aquafina и чаев Lipton. Компании принадлежат и соки Tropicana, которые так же популярны, как и выпускаемые Coca-Cola соки Minute Maid.


Компания Coca-Cola ведет мудрую интернациональную политику. Для каждого региона проводится индивидуальная рекламная кампания. В Китае, например, компания работает со 180 самостоятельными дистрибьюторами и состоит в партнерских отношениях с местными фирмами. И хотя знаменитый напиток является ядром бизнеса, местные компании придают ему особый колорит.


Pepsi тоже занимает активную позицию на международном рынке, пытаясь отвоевать у Coca-Cola рынки сбыта в Китае и Индии. Кроме того, основанная компанией империя по производству закусок все больше расширяет свои границы. Так, в Египте совместно с местными компаниями того же профиля создана фирма Tasty Foods. В Саудовской Аравии PepsiCо рассчитывает приобрести компанию Tasali Snack Foods.


На американском рынке Pepsi неплохо зарабатывает на чипсах. Причем добивается этого не поднимая цены на них, а уменьшая вес пакета с чипсами. Такая политика называется "незаметное увеличение цены". Потребители должны бы очень удивиться, узнав, что привычный пакетик чипсов Ruffles весит вместо 410 грамм всего 382.


Другие материалы по теме: