«Капитал» и Елена Вишнева интересуются: «Кто пойдет торговать в область»

7 августа 2002 (10:48)

Осваивать рынок за пределами Екатеринбурга пока не решается практически никто из екатеринбургских торговых сетей. За них это могут сделать другие. Отсутствие интереса к области в сети «Интенсивник», например, мотивируют тем, что еще не в полном объеме охвачен даже рынок Екатеринбурга. Например, «Кировский» и «Центральный гастроном» практически свернули свою деятельность в области, посчитав ее экономически невыгодной. Однако глядя на тенденции в развитии областной торговли, основной аргумент екатеринбургских сетевиков о крайне низкой покупательской способности населения за пределами Екатеринбурга - отнюдь не единственная причина отсутствия активности здесь городских сетей. Это также следствие давления, испытываемого нашими супермаркетами со стороны крупнейших зарубежных и столичных сетей. Наши сети, опасаясь прихода столичных гигантов, слишком заняты процессом объединения. Очевидно также и то, что силы в завязывающейся конкуренции между столичными и местными сетями будут неравными, и как только столицы начнут активную экспансию в регионы, екатеринбургские магазины начнут движение в область. Об этом не раз заявляли крупные городские сетевики, получается, вопреки своим экономическим расчетам. Можно предполагать, что на данный момент городские сети просто не смогли достигнуть необходимых для этого пределов роста. Из удачных попыток освоения области можно назвать, например, «Купец», который появился в Богдановиче. Пока в области процент реализации товаров через мини-рынки и мелкие торговые точки значительно выше, чем через магазины фирменной торговли. Это говорит о том, что за пределами Екатеринбурга огромный потенциал развития, это приметили и общероссийские сетевики. Например, не так давно столичная сеть магазинов «Монетка» заявила о том, что планирует обосноваться в Нижнем Тагиле. В сфере непродовольственной торговли, в частности бытовой техникой и электротоварами, в области наиболее известны опять же столичные - «Эльдорадо» и «LG». В скором времени в Свердловской области появятся первые дискаунтеры - сети социально значимых магазинов с низким уровнем цен, ориентированных на покупателя, привыкшего к оптовым рынкам, считает министр торговли Вера Соловьева. По мнению экспертов, ни местные, ни столичные операторы не в состоянии конкурировать с общероссийскими сетями дискаунтеров. О том, что такое «дискаунтер», широкая российская общественность впервые узнала около четырех лет назад. Дискаунтные сети, получившие распространение в странах Европы, как нельзя лучше подходят для российского регионального рынка. Классическая концепция дискаунтера вкратце такова - это магазин самообслуживания с площадью торгового зала от 400 до 800 кв. м, реализующий ассортимент от 500 до 1000 позиций товаров повседневного спроса, главным образом, продуктов. Снижения цен удается добиться благодаря созданию единого распределительного центра и четкой организации поставок. Низкие цены привлекают большее число покупателей, при этом средняя суммарная стоимость покупки в расчете на одного покупателя возрастает, а самообслуживание позволяет существенно увеличить норму обслуживания покупателей на одного продавца. В планах ведущих отечественных дискаунтеров создавать в среднем российском областном центре торговую сеть из 40-50 магазинов. Столичные «гиганты», в отличие от наших, строят свой бизнес не только в крупных, но и в малых городах. Не стоит забывать и том, что экспансия западных и столичных сетей несет весьма сомнительную выгоду конкретно для екатеринбургских властей, которые отдают приоритет местным супермаркетам.


Другие материалы по теме: