Толлинг: влияние на экономику регионов

Вопреки сложившемуся в общественном сознании мнению, работа с сырьем по давальческой схеме может быть экономически выгодной для регионов.

18 июля этого года губернатор Свердловской области Эдуард Россель обратился с ежегодным бюджетным посланием к Законодательному собранию Свердловской области. В качестве одной из приоритетных задач налоговой и бюджетной политики на будущий год было названо воздействие на промышленные предприятия региона, которые работают по давальческой схеме переработки сырья.

Эдуард Россель заявил: «2003 год должен стать годом прекращения работы по давальческой и всевозможным другим схемам, которые в свое время были сконструированы лишь для одного – ухода от уплаты налогов в полном объеме. Давайте наконец-то перестанем обманывать самих себя. Надо быть патриотами Родины не на словах, а на деле».

Проблема уклонения от налогов является в последнее время достаточной актуальной. Если говорят о том, что какое-либо предприятие уклоняется от уплаты налогов, то предполагается, что это юридическое лицо нарушает российское законодательство. В противном же случае достаточно сложно обвинить предприятие в уходе от налогов как таковом, поскольку ни один субъект экономики не обязан и не должен стремиться к тому, чтобы выплатить как можно большую сумму в качестве налоговых отчислений. Наоборот, все субъекты хозяйственной деятельности должны в законном порядке стремиться к обратному – это необходимо для того, чтобы как можно большая денежная масса обращалась в экономике, а не замораживалась на счетах государственного бюджета.

Одной из схем, используемых для ухода от налогов, была названа работа по давальческой схеме, или толлинг, который позволяет предприятию избежать выплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Это понятие в общественном сознании приобрело во время серии скандалов, связанных с деятельностью Trans World Group, окраску, весьма далекую от положительной. Более того, о толлинге и сейчас достаточно резко высказывается ряд политиков – естественно, что любой льготный режим налогообложения, который активно используется хозяйствующими субъектами, привлекает к себе пристальное внимание, а зачастую и критику.

Тем не менее только внимательно исследуя вопрос толлинга, можно понять, действительно ли давальческая переработка сырья является уходом от налогов и нарушением законодательства.

Что это такое

Само понятие «толлинг» происходит от английского «toll» (пошлина) и стало употребляться в экономической литературе для обозначения операций по переработке предоставляемого инофирмами давальческого сырья, беспошлинно ввозимого для этого на территорию России под таможенным режимом переработки. Кроме того, решением российского правительства такие сделки освобождаются от уплаты НДС.

Различают внешний (при ввозе сырья из-за рубежа) и внутренний толлинг (при приобретении инофирмой сырья на территории РФ).

За рубежом такие операции носят название активной и пассивной переработки, при этом под активной понимают переработку предоставляемых зарубежным заказчиком материальных ресурсов в стране-переработчике, пассивной переработка является для зарубежного заказчика.

Важным условием для отнесения операции к толлингу является то обстоятельство, что ввозимое или приобретаемое на территории страны-переработчика сырье помещается перерабатывающим предприятием под таможенный режим переработки, по этому критерию формируются статистические данные о толлинговых сделках.

Вопреки сложившемуся представлению о том, что толлинг применяется исключительно в алюминиевой отрасли, эти операции широко распространены при производстве и обработке золота, серебра, платиноидов, производства меди, никеля, кобальта, а также в легкой, электронной, авиационной промышленности и ряде других отраслей.

Для заказчика мотивами для осуществления толлинговых операций служат, главным образом, следующие: стремление снизить себестоимость продукции за счет осуществления части или всего производственного процесса в странах с более низкими расходами на заработную плату либо отсутствие в стране-заказчике технологии или производственных мощностей для получения необходимой продукции. Для переработчика мотивацией в пользу толлинга служат желание загрузить простаивающие производственные мощности, нехватка оборотных средств для самостоятельного приобретения сырья, недоступность кредитов, наличие задолженностей, что не позволило бы использовать по назначению поступающую на расчетный счет предоплату.

Неправомерным было бы утверждать, что толлинг создан в России. Толлинговые операции применяются во всем мире c 70-х гг. 20 в. Толлинговые сделки стали широко распространяться, когда под давлением международной конкуренции возник вопрос о соотношении производственных затрат, основывающихся на различиях в расходах на оплату труда в разных странах, и, таким образом, все большее значение стало уделяться условиям для выбора места производства.

Суть дела

Сегодня толлинговые операции регулируются российским законодательством, в частности Таможенным кодексом и приказом Государственного Таможенного комитета № 543 «Об утверждении положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории» от 5 сентября 1997 г. Основные претензии у представителей федерального правительства вызывает тот факт, что производитель, ввезя с помощью толлинга всего 10% сырья, может вывезти до 100% готовой продукции, не платя таможенных пошлин и НДС. Тем не менее такие претензии хотя и нельзя назвать безосновательными, но они имеют небольшую силу. Вывоз 100% продукции при использовании всего 10% сырья напрямую не запрещается ни Таможенным кодексом, ни приказом ГТК № 543.

Что же касается высказываний, сделанных Эдуардом Росселем, то претензии по поводу выплаты налогов, исходящие с регионального или муниципального уровня власти, никак не могут быть увязаны с толлинговыми операциями. По установленному законодательством порядку льготы при осуществлении толлинговых сделок даются по таможенным пошлинам и НДС, и взимать оба этих платежа – прерогатива федерального бюджета, а никак не регионального либо муниципального.

Кроме того, убежденность в том, что толлинг – сугубо отрицательное для экономики явление, зачастую не имеет под собой достаточных оснований. Более того, субъекты федерации и вся страна вполне могут выигрывать от того, что предприятия, работающие на их территории, используют толлинговые схемы. Толлинговые сделки имеют большое влияние на занятость и загрузку производственных мощностей в месте размещения заказа: число созданных в мире посредством размещения толлинговых заказов рабочих мест составляет около 1 млн. Использование давальческих схем иногда влечет за собой и осуществление прямых инвестиций в перерабатывающее предприятие для более эффективного выполнения процесса переработки. Часто этому сопутствует привнесение новых технологий, которые оказывают позитивное влияние на развитие промышленности. Опыт восточноевропейских стран показывает, что выполнение толлинговых заказов часто ведет к развитию национальных отраслей, производящих необходимые исходные материалы для переработки. Давальческие сделки оказывают положительное влияние на платежный баланс страны, так как снижается инвестиционный и валютный недостаток. Следующий положительный эффект состоит в притоке иностранного капитала для создания рабочих мест, а в дальнейшем – посредством выплат зарплат и значительной разницы между экспортом и импортом.

В то же время активное ведение сделок предприятия с иностранными контрагентами по толлинговой схеме означает одновременно большую зависимость от отдельных предприятий, находящихся за рубежом. Кроме того, от толлинга страдает наполняемость государственного бюджета. Однако, несмотря на указанные выше негативные проявления, этот вид международных коммерческих операций должен рассматриваться в целом как позитивный для участвующих в них стран.

Естественно, что все вышесказанное относится к внешнему толлингу, когда в процессе переработки участвуют две страны. Внутренний же толлинг (когда иностранная фирма закупала российское сырье и поставляла его на российское же предприятие) на сегодняшний день в России запрещен.

Внешний толлинг вынуждены использовать, например, предприятия алюминиевой отрасли в силу ряда технологических условий. К примеру, СУАЛ-Холдинг, вполне обеспечивающий себя глиноземами, от закупок сырья в Греции отказаться не может. «Мы вынуждены импортировать 15% сырья, – говорит член правления холдинга Алексей Гончаров. – Это обусловлено тем, что для производства глинозема и качественного алюминия в наше сырье необходимо добавлять зарубежное, обладающее рядом свойств, которые отсутствуют в отечественных бокситах». Тем не менее представители СУАЛ-Холдинга говорят, что вполне возможен переход предприятий, входящих в холдинг, исключительно на отечественное сырье, хотя это и потребует переоборудования производства и, соответственно, серьезных расходов. Уместнее платить за иностранное сырье или отказаться от него и провести реконструкцию собственного производства – это определяется исключительно соотношением величины издержек на использование зарубежного сырья и на реконструкцию.

Вывод

После изучения проблемы становится ясно, что давальческие операции, помимо того, что они весьма распространены во всем мире, являются законными с точки зрения российского законодательства, и более того, приносящими определенную пользу российской экономике.

Рассуждения же о том, что работа по давальческой схеме непосредственно наносит ущерб экономике отдельно взятого региона, не имеют под собой достаточно веских оснований. Если представители государства добьются отмены толлинга, то это не привнесет никаких изменений в наполняемость региональных и муниципальных бюджетов. В первом приближении отмена толлинга в некоторой степени увеличит доходную часть федерального бюджета за счет таможенных пошлин, но в то же время это может ухудшить финансовое положение предприятий, работавших ранее по толлинговой схеме, а в экстремальных случаях и привести к снижению объемов производства, незагруженности производственных мощностей и росту безработицы.


Другие материалы по теме: