«Ведомости»: По тундре, по железной дороге поедут бокситы «СУАЛа»

23 сентября 2002 (10:14)

В пятницу «СУАЛ-холдинг» открыл первую в России частную железную дорогу – 158-километровую ветку от сети МПС (Северная железная дорога) к своему крупнейшему месторождению бокситов – Среднетиманскому (Республика Коми). Новая магистраль позволит «СУАЛу» загрузить дешевым сырьем свои алюминиевые заводы в Свердловской области – Уральский и Богословский. Строительство дороги обошлось заказчику в $0,5 млн. за километр: это примерно в 6 – 10 раз дешевле, чем схожие проекты МПС. Среднетиманское бокситовое месторождение (СТБР) – крупнейшее в Евразии, его запасы составляют 250 млн. т. (около 30% всех российских бокситов). Его разрабатывает ОАО «Боксит Тимана», одно из структурных подразделений «СУАЛа». Железную дорогу открывали не без пафоса. На фоне красных барханов бокситовой руды стояла импровизированная трибуна – грузовик. С борта грузовика президент «СУАЛа» Виктор Вексельберг, свердловский губернатор Эдуард Россель и прочие ораторы произносили торжественные речи. В сторонке рабочие загружали бокситами 15-вагонный эшелон, на борту которого красовался вызывающий плакат «СУАЛ» работает – страна живет». Дело спорилось; вскоре перед тепловозом была разрезана красная ленточка, и первый состав двинулся к Уральскому алюминиевому заводу. А гости и хозяева праздника двинулись к большому ангару, где группа «Самоцветы» исполняла вполне уместную песню «По тундре, по железной дороге». СТБР разрабатывался с 1997 г. как альтернатива рудникам Урала – Северо-Уральскому (там добывают 3,5 млн. т бокситовой руды в год) и Южно-Уральскому, запасы которого уже выработаны. Как рассказал «Ведомостям» начальник департамента «СУАЛа» по связям с общественностью Алексей Гончаров, в те времена все 158 км до станции Чинья-Ворык Северной железной дороги бокситы приходилось возить на «БелАЗах». Расходы на перевозку выливались в круглую сумму: более $20 за тонну. А возить сырье можно только зимой – летом непролазная грязь тундры и болот Тимана закрывала дорогу даже «БелАЗам». В марте 2000 г. «СУАЛ» подписал контракт с корпорацией «Трансстрой» на строительство железной дороги «под ключ», и в августе 2001 г. был построен первый участок дороги – 67 км. Соответственно, расходы на перевозку снизились – примерно до $15 за тонну. «Теперь, когда «железку» довели до самого рудника, доставка наших бокситов до Чиньи-Ворык обходится нам в $3 – 5 за тонну плюс, как и прежде, тариф МПС непосредственно до Урала (порядка $7 за тонну)», – рассказывает гендиректор компании «СУАЛ-Транспорт» Борис Чертков.


Другие материалы по теме: