«Вечерние Ведомости из Екатеринбурга» и Елена Залесская наблюдают «Дележ информационного пространства»

21 октября 2002 (10:46)

За последние полгода в Екатеринбурге открыли свои филиалы практически все ведущие российские информационные агентства (ИА). Опасения, что они станут «могильщиками» для своих местных коллег, пока не оправдываются, но тем не менее последние тайно или явно готовы к обороне. Напомним, что информационные агентства в первую очередь ориентированы на поставку информации телеканалам, газетам, радиостанциям. На основе первичного информационного сырья, которое журналисты берут с информлент, впоследствии готовятся многие сюжеты и статьи. Самыми активными потребителями новостей от ИА являются радиостанции. Как и в любом бизнесе, между ИА существуют конкуренция и борьба за выживание, обостряющаяся с приходом новых игроков. Итак, существенно изменит информационный рынок появление в Екатеринбурге филиала ИТАР-ТАСС, предложившего принципиально новые продукты. На протяжении почти 50 лет от российского отделения ИТАР-ТАСС на Урале работал собкор. Сейчас агентство не стало выпускать традиционную ленту местных новостей. Оно поставило себе задачу не только давать новости, но и создавать их. И сделало себе довольно серьезный промоушн, открыв в Екатеринбурге третий в России пресс-центр ТАСС-Урал (для проведения пресс-конференций). Кстати, показательно, что на презентации пресс-центра присутствовал сам премьер областного правительства Алексей Воробьев. Затем по его стопам за достаточно короткое время прошли VIP-персоны от мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого до помощника президента РФ Сергея Ястржембского. Главный редактор агентства Александр Григорьев сообщил, что в новом году следует ожидать не новостийной ленты, а поистине революционных продуктов - рассылки собственноручно изготовленных телесюжетов и газетной вкладки «ТАСС-информ». Правда, пока не ясно, кто из местных телеканалов и местной прессы испытывает столь сильный информационный голод, чтобы покупать на стороне то, что можно и нужно делать самим. Не конкурировать, а сотрудничать с местными коллегами поставил себе целью уральский филиал РИА «Новости». По словам руководителя отделения РИА «Новости» в УрФО, главного редактора РИА «Новости-Урал» Татьяны Николаевой, агентство не ориентируется на какой-то конкретный сегмент рынка, оно старается поставлять информацию, востребованную всеми слоями от СМИ и политиков до простых интернетпользователей, В числе его партнеров - несколько уральских коллег. А другое ИА - «Интерфакс», на данный момент ориентированное на выпуск экономической ленты, - в течение некоторого времени проводило политику «кадровой войны» и перетягивало на работу ряд ведущих журналистов местных информагентств. Информационной политики «интересно всем» придерживается екатеринбургское агентство «Новый регион». Генеральный директор «Нового региона» Александр Щетинин сообщил, что агентство в первую очередь ориентируется на обслуживание интересов СМИ, но старается, чтобы информация была интересна и «праздношатающейся по Интернету публике». Своим главным конкурентом Щетинин видит ИА «Уралинформбюро» (УИБ). Генеральный директор УИБ Вадим Дынин явного лидера среди агентств назвать не смог. Но сообщил, что главной цели любого информагентства - оперативно и качественно распространять информацию - никто из участников местного рынка еще не достиг. Однако между двумя вышеупомянутыми агентствами существует разница в охвате аудитории. Если «Новый регион» распространяет свою информацию только на уральских подписчиков, то лента УИБ уходит на федеральный уровень, и ее получают даже в администрации президента РФ. Прочную нишу в информационном пространстве занимает старейшее на Урале ИА «Европейско-Азиатские новости», практически полностью ориентированное на поставку первичного информационного «сырья» для СМИ. Своего сайта в Интернете ЕАН не имеет, поэтому лента новостей распространяется исключительно по электронной почте. Репутация и клиентура этого агентства настолько устойчивы, что оно не гонится за новшествами. На обслуживание интересов политической прослойки (с довольно заметным промэрским уклоном) ориентировано «Агентство политической информации» (АПИ). Исключение по своей ориентации составляет, пожалуй, УрБК. Созданное осенью 2000 года агентство ставило себе целью обслуживание интересов не СМИ, а бизнесменов, банкиров и ФПГ. Кстати, когда название УрБК впервые прозвучало в Екатеринбурге, многие ошибочно предполагали, что это филиал федерального информационного «зубра» - ИА «Росбизнесконсалтинг» (РБК). На первых порах руководство никаких комментариев по этому поводу не делало - проводимые с РБК аналогии добавляли агентству дополнительные бонусы. Можно предположить, что именно броское название дало толчок развитию агентства. Однако генеральный директор УрБК Евгений Потапов от такого предположения открещивается, утверждая, что при подборе названия руководствовались принципом «что не занято». Кстати, теперь, после переориентации другого екатеринбургского ИА «Регион-информ» - на экономику, для УрБК могут наступить не самые легкие времена. Вышеупомянутый «Регион-информ», помимо обычной онлайновой работы разрабатывает новые информационный проекты. Генеральный директор ИА «Регион-информ» Наталья Денисенко сообщила, что в самом ближайшем будущем в агентстве произойдут кардинальные перемены. Отметим, что кадровый состав РИ меняется уже сейчас. Сегодня в кресло главного редактора агентства сел старожил УрБК, экс-выпускающий редактор Сергей Каленников. Кроме того, в ближайшие дни у РИ появится экономический отдел. Судя по всему, восстановив репутацию политического, агентство намерено всерьез взяться за экономику. Не исключено, что все эти перемены вызваны перестановкой в руководящем составе РИ. В начале октября закончился контракт у генерального директора РИ Федора Крашенинникова и его место заняла теперь уже бывший главный редактор агентства Наталья Денисенко. По словам Денисенко, в самой ближайшей перспективе планируется выход на окружной уровень. Кроме того, в новом году произойдет переход в закрытый, платный доступ. Примечательно, что, по словам всех руководителей местных ИА, со стороны своих регионально-федеральных коллег они никакой конкуренции не боятся и не ощущают. Оно и понятно - региональные представительства, по сути, работают вполсилы. Это происходит из-за того что, обладая мощным ресурсом (федеральное финансирование и раскрученный бренд), региональные представительства создаются государством и для государства, а не для потребителя. Информация, которую они делают ориентирована в первую очередь на Москву, а уже потом на регионы. Местные агентства, как правило, финансируются за счет официальных или нео фициальных продаж места на ленте незначительных сумм от подписки, oбслуживают интересы местного потребителя. Поэтому, по прогнозам генеральных директоров местных ИА, в ближайшие 2-3 года не следует ожидать резкого всплеска активности от московских агентств. Кстати, приход последнего по счету – ИТАР-ТАСС, похоже, на какое-то время поставил точку в экспансии федералов на Урал. По крайней мере больше ни одно из московских информационных агентств не изъявило желания открыть на Урале свое представительство. Bсе слухи о возможном открытии на Уpaле филиала РБК руководство РБК опровергает одним неоспоримым аргументом: изначальная политика агентства - никаких филиалов в регионах.


Другие материалы по теме: