«Вечерний Екатеринбург» и Мария Корабельникова думают: «Что делать со стоянками?».

13 ноября 2002 (12:28)

Поспать я очень люблю. Поэтому даже после звонка будильника всегда пытаюсь урвать еще хоть несколько минут сна. Только вот с недавних пор все изменилось – во сколько мне просыпаться, теперь за меня решают автовладельцы, устроившие под окнами несанкционированную автостоянку.

Думаю, эта ситуация до боли знакома многим из нас. «Всенощные» завывания сигнализаций, ежеутреннее рычание моторов, пары бензина... Вроде бы все понятно: ходить никуда не надо – высунул руку из форточки, щелкнул кнопочкой, и железная умница уже начала сама себя прогревать, чтобы тебя, любимого, встретить теплым салоном. Вот только как же быть с недовольством «безлошадников» и с нарушением всевозможным норм и правил, регламентирующих эти самые автостоянки?

Ситуация по Екатеринбургу на данный момент примерно одинаковая. Как правило, обстановка с произвольными автостоянками накаляется летом, когда машин гораздо больше, чем в зимний период. И Верх-Исетский район не исключение. В администрацию района от жителей поступает много писем с просьбой разобраться с нелегальными автостоянками.

На сегодняшний день в районе зарегистрировано около 30 тысяч легковых машин, причем ежегодно парк автомашин увеличивается на 2500. Для сравнения: на первое июня этого года в районе расположено всего 112 ГСК на 8020 боксов, около 11 тысяч металлических гаражей, и 28 узаконенных платных автостоянок с парком на 3900 машин. Как видно, стоянок катастрофически не хватает, – более 7 тысяч оставшихся автомашин «ночуют» в основном во дворах домов и на дворовых территориях. Поэтому те 40 несанкционированных автостоянок (НАС), которые стихийно возникают время от времени во дворах района, по идее, вполне оправданы. По словам Александра Бреденко главного специалиста по благоустройству, транспорту, связи и коммунальной энергетике администрации Верх-Исетского района, есть и другие причины:

«Прежде всего, устаревшие нормы и правила градостроительства. Количество автотранспорта резко выросло, а парковки и улицы просто не рассчитаны на такой грузопоток. Районы жилого сектора старой застройки самые неблагополучные в этом смысле – при их строительстве парковки не проектировались вообще».

Причины возникновения несанкционированных парковок вообще можно поделить на объективные и субъективные.

К последним относятся как раз устаревшая нормативно-правовая база, пробелы в административном и уголовном законодательстве, позволяющие организаторам НАС получать доходы от своей нелицензированной деятельности. Да и правила дорожного движения позволяют автовладельцам оставлятьсвой транспорт в тех местах, где стоянка не запрещена специальными знаками. Этими же правилами установка запрещающих знаков во дворах и внутриквартальных проездах не разрешается.

Объективная причина проста – автовладельцам удобно оставлять свои машины недалеко от мест проживания, где стоимость услуг охраны в два раза ниже в сравнении с платой на санкционированных автостоянках.

А какими изощренными путями идут владельцы НАС, чтобы не попасться в руки правосудия! Рассказывали, что в одном из дворов система была до того хитрой, что ни милиция, ни налоговики не смогли «подкопаться».

Представьте себе – несанкционированная автостоянка. Машины, машины и еще раз машины. И чтобы не подставлять себя под удар, «братва», охраняющая стоянку, договорилась с владельцем здесь же расположенного киоска. Заходит в киоск автовладелец, просит дать ему пачку сигарет, бросает реализатору полтинник и уходит. Все – не подкопаешься. Естественно, деньги потом переходят к «держателю» стоянки. А крепкие ребята в машине сидят просто так: хобби у них такое – по ночам в машине на улице сидеть.

Доходит до смешного: для возбуждения уголовного дела необходимо доказать, что государству был нанесен ущерб в размере не менее 200 минимальных оплат труда. За последние годы государственной налоговой инспекции и ОЭП РУВД не удалось сделать этого ни разу. В результате нетрудно подсчитать, сколько же денежных средств не доходит до государственной казны. Если каждую ночь на стоянке в среднем 70 машин, а за парковку берется 20 рублей, то доходы организаторов составляют 1400 рублей в день. За год эта цифра составляет чуть более 500 тысяч рублей. Это только с одной стоянки. А сколько их по городу, по стране... Как правило, машин на подобных стоянках от 20 до 150. Вот такой теневой оборот в сфере незаконного предпринимательства.

Если сотрудникам милиции удастся задокументировать факт предоставления платных услуг по охране автотранспорта без наличия на то лицензии, то, по старому административному кодексу Свердловской области, любителей охранять чужие машины можно привлечь к административной ответственности. Карается эта самодеятельность совсем несерьезно – штрафом от двух до пяти тысяч рублей. До недавнего времени комитет по благоустройству района совместно с сотрудниками ГИБДД и участковыми постоянно проводил рейды для проверки фактов, изложенных в жалобах граждан, уточнял дислокацию несанкционированных стоянок и привлекал отдельных лиц к административной ответственности. А теперь, пока новый кодекс Свердловской области не принят, ловить вообще не за что. Вот и получается: чтобы наказать нерадивых автовладельцев, милиция вынуждена часами, если у нее есть на это время, простаивать около припаркованной возле подъезда машины, а потом штрафовать за любую мелочь – от неукомплектованной аптечки до неисправного огнетушителя. Потому что это — единственный способ хоть как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Раз-другой оштрафуют, глядишь – и машину здесь больше не поставят. Только такими методами задачу не решить.

«Поэтому ситуация, в городе с НАС не так проста, но разрешима», – продолжает Александр Бреденко. – «Необходимо глубокое изучение проблемы на уровне городской Думы и Законодательного собрания Свердловской области. Нужно в ближайшее же время провести мониторинг существующих НАС, определить стоянки, которые можно узаконить, а в отношении остальных принять организационно-технические меры по ликвидации условий их существования (оборудовать детские площадки, цветники или что-то еще). Крайне важно пересмотреть устаревшие норматив, вы по обустройству автопарковок при сдаче нового жилья с учетом тенденции к росту числа личного автотранспорта, точно определив понятие «внутриквартальные автопарковки» с упрощенными требованиями к их оборудованию. Стоит увеличивать число платных автостоянок и парковок с привлечением частного капитала. Сейчас, конечно, администрации города и района пытаются решить данную проблему на своем уровне, но этого недостаточно».

Проблему может отчасти разрешить строительство многоэтажных паркингов. Да, это недешево. Но, может, стоит придать этому объекту статус социально значимого? К примеру, предоставить какие-либо льготы владельцам паркингов, пойти на какие-либо уступки, естественно не нарушая закон, – компромисс найти можно. Причем паркинги желательно строить не один на весь микрорайон, как это зачастую бывает, а составить перспективный план строительства паркингов с учетом оптимального размещения во внутриквартальных территориях и с учетом потребностей населения в каждом микрорайоне. У нас же как: есть место во дворе или между домами — строим новый дом, как правило элитный, где каждая семья имеет не один автомобиль, а два или даже три. Вот и получается: дом построили, а гараж забыли.

Внушает опасение и то, что в новом варианте Кодекса об административной ответственности РФ отсутствует статья о нарушении благоустройства. А это повлечет за собой многое — например, то, что машины будут ставиться везде, где владельцу это удобно.

Расчет прост: автомобили – создания непредсказуемые и взрывоопасные. Приплюсуйте сюда угрозу угона, участившиеся теракты и помеху спецтранспорту – скорой, пожарным или милиции. С другой стороны – удобство месторасположения и сравнительно небольшая цена. Да вот только непонятно, что же важнее – машины под окном у своего подъезда или вместо них клумбы с цветами, детские площадки и спокойный сон по ночам? Я уже сейчас вижу, что мнения разделились: одним спокойнее, когда на железного любимца можно из окна посмотреть, другим – когда их не вынуждают дышать отработанными газами автомобилей соседей. И тех и других понять можно, а главное – нужно. Вот только проблема от этого никуда не денется, и ее рано или поздно придется решать. Так почему бы не сделать это вместе, не откладывая на завтра?


Другие материалы по теме: