«Уральский рабочий» и Ольга Иванова спрашивают: «Кто компенсирует затраты?»

15 ноября 2002 (11:17)

Муниципальный и коммерческий автотранспорт взаимно дополняют друг друга. В часы пик в автобусах нет толкучки, даже поздним вечером можно без проблем добраться в любой, самый отдаленный уголок города.

За последний год ситуация на рынке транспортных услуг Екатеринбурга значительно изменилась. И в первую очередь за счет того, что на внутренние маршруты пришли частные автоперевозчики. Причем пришли со своей техникой. Сегодня в городе одновременно с муниципальными автобусами перевозят пассажиров 20 частных предприятий. Они имеют в своем распоряжении 250 микроавтобусов «ГАЗель», 80 малых автобусов марки «ПАЗ» и 68 больших пассажирских автобусов, преимущественно иностранного производства — «Мерседесы», «МАНы», «Скании» и так далее. Пополнение автотранспорта за счет появления на улицах коммерческих маршрутов, работающих даже в поздние вечерние часы, позволило значительно улучшить ситуацию с оказанием транспортных услуг населению, особенно в часы пик. Однако вместе с нововведением появился и целый ряд проблем.

В первую очередь речь идет о перевозке льготников. Как известно, коммерческие автобусы, в отличие от муниципальных, не занимаются бесплатной перевозкой ветеранов, инвалидов и других категорий населения, имеющих установленные государством льготы. И если «ГАЗели» и «пазики», перевозящие за один раз небольшое количество пассажиров, не берут на борт льготников, мотивируя это тем, что относятся к категории «маршрутных такси», то большие коммерческие автобусы по действующему законодательству обязаны это делать.

Недавно в администрации города состоялось заседание коллегии, на котором обсуждался вопрос перевозки пассажиров. Руководители частных предприятий, специализирующихся на перевозках, выступая на заседании коллегии, в один голос заявили, что готовы перевозить льготников при условии полной компенсации им затрат, связанных с оказанием данного вида услуг. Однако механизм и источники организации этих выплат не прописаны ни в федеральных, ни в местных законодательных актах.

Да и компенсационные средства, которые поступают за перевозку льготников, не так велики, как думают руководители частных транспортных фирм. Давайте посчитаем. В Екатеринбурге насчитывается 244 тысячи 660 ветеранов и 70 тысяч инвалидов, а также других льготников (например, пострадавших в Чернобыле или на ПО «Маяк»). Участников вооруженных конфликтов в счет брать не будем, так как эта категория слишком мала и компенсация за них стала поступать только с прошлого года. Если суммы компенсации, передаваемые за перевозку ветеранов и инвалидов муниципальным транспортным предприятиям, разделить на количество поездок, предусмотренных министерскими инструкциями (а Госкомстат определил норматив для льготников — 50 поездок в месяц), то путем простейших арифметических действий высчитываем, что в месяц областной бюджет компенсирует всего 3 поездки за ветерана и 4 — за инвалида. Напомним еще раз: при норме 50 поездок льготников в месяц.

По сути муниципальные транспортные предприятия получают крохи. А если эти крохи делить еще и на частных перевозчиков, то муниципальным предприятиям вообще не достанется ничего. А ведь спрос идет именно с них. Потребовать транспортную услугу с частника не так-то просто, потому что сегодня этот коллектив существует, а завтра его хозяин посчитает, что стало невыгодно перевозить людей, и переключится на другую деятельность, хотя компенсацию положит в карман. Да и проконтролировать водителя-частника — взял или не взял он в салон льготника — почти невозможно.

Прошло всего два года, как муниципальные транспортные предприятия стали регулярно получать компенсацию из федерального бюджета за перевезенных льготников. Нетрудно посчитать, что суммы эти невелики и не покрывают расходов транспортников. К сожалению, постановление правительства Свердловской области № 156 ПП о реализации федеральных и областных законов по предоставлению льгот на транспорте не определило методику расчета выпадающих доходов транспортных предприятий, хотя при подготовке этого постановления данные методики разработаны и согласованы с заинтересованными сторонами. Но даже и по ним компенсация муниципальным транспортным предприятиям Екатеринбурга и других муниципальных образований области была бы недостаточной. А сегодня еще добавляется желающих получить эти деньги.

К сожалению, к такому дележу подталкивает сама ситуация в государстве. Если бы пассажирам не приходилось платить «за себя и за того парня», то не было бы речи о повышении тарифов за проезд на транспорте, не было бы споров из-за компенсационных средств.

Между тем основная масса горожан уже привыкла к существованию коммерческих перевозчиков и с удовольствием пользуется их услугами. Ни о сокращении, а тем более ликвидации новорожденного института коммерческих пассажирских перевозок речи в Екатеринбурге не ведется. Однако городские власти намерены упорядочить работу коммерсантов в этом направлении.


Другие материалы по теме: