МАП: двойные стандарты или бессилие?

Независимые эксперты не раз отмечали в действиях Министерства по антимонопольной политике наличие двойных стандартов в отношении региональных печатных изданий.

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» запрещает рекламу горячительных напитков, крепостью свыше 15 градусов, вне мест их производства и продажи. Также реклама спиртного в печатных СМИ запрещается ст. 16 Федерального закона «О рекламе». Под действие закона попадают все печатные издания, за исключением специализированных, посвященных исключительно алкоголю, и распространяемых только в местах продаж спиртного. Все остальные газеты и журналы, согласно действующему законодательству, не имеют права размещать рекламу крепкого алкоголя на своих страницах. Контроль над исполнением данного закона возложен на Министерство по антимонопольной политике РФ и его региональные отделения. Как правило, специалисты МАП применяют к нарушителям законодательства весьма жесткие санкции.

Однако наблюдатели не раз отмечали существование в МАП политики «двойных стандартов» в области алкогольной рекламы в СМИ. Даже единичная публикация безобидного, с точки зрения рекламы, интервью с директором алкогольного производства или магазина, специализирующегося на торговле спиртным, может обернуться для региональной газеты долгим разбирательством, разорительными штрафами и, вполне возможно, лишением лицензии. Повторные публикации и размещение материалов рекламного характера, как правило, оборачиваются закрытием газеты. Однако богатым федеральным СМИ, прежде всего – дорогим глянцевым журналам, сходит с рук даже откровенное нарушение рекламного законодательства. Многие из них открыто публикуют на своих страницах рекламу крепкого спиртного.

Факты

Так, январский номер известного московского журнала «ELLE», распространяемого по всей России тиражом 200 тысяч экземпляров, содержит рекламу коньяка «Hennessy» и виски «Jameson». Учитывая, что в этих напитках доля этилового спирта составляет не менее 40%, их реклама может являться нарушением российского законодательства, как регулирующего оборот спиртосодержащей продукции, так и рекламного.

С тем, что действия издателей журнала могут быть расценены как противоречащие законодательству, согласны и в Министерстве по антимонопольной политике. По словам начальника Свердловского территориального управления МАП Людмилы Смирнягиной: «Размещение рекламы алкогольной продукции в печатных СМИ, а именно в московском журнале «ELLE», противоречит российскому законодательству. И наказание за данный вид правонарушения предусмотрено п. 3 ст. 14 «Кодекса об административных правонарушениях РФ». По словам Л. Смирнягиной, если федеральное печатное издание, рекламирующее алкогольную продукцию, распространяется на территории Свердловской области, то Свердловское территориальное управление МАП, в соответствии с КОАП РФ, может в отношении него возбудить дело и применить соответствующие санкции. Но, по мнению экспертов, можно предположить, что региональное управление передаст дело в вышестоящую инстанцию, по всей видимости – в Москву. Это тем более вероятно, что, согласно выходным данным журнала, издается он в столице, и именно московское отделение антимонопольного министерства должно отслеживать его рекламную деятельность.

Впрочем, наблюдатели полагают, что разбирательство в антимонопольном министерстве не грозит крупному федеральному изданию потерей лицензии. Как правило, подобные меры предпринимаются МАП лишь в отношении региональных печатных СМИ. Свидетельством чего может служить тот факт, что, согласно информации, предоставленной пресс-службой Министерства по антимонопольной политике РФ, «журнал «ELLE», является систематическим нарушителем закона «О рекламе» и в отношении него уже не раз налагались административные взыскания, последний раз – в середине 2002 г.».

Судя по тому, что журнал все ещё издается, предыдущие случаи размещения рекламы алкоголя на страницах «ELLE» не только не привели к лишению журнала лицензии, но и не заставили издателей пересмотреть свою политику в отношении рекламируемой продукции. Также в пресс-службе федерального антимонопольного министерства заявили, что: «Федеральные СМИ, нарушающие закон «О рекламе» в области размещения рекламы алкогольной продукции, постоянно подвергаются административным взысканиям». Если это действительно так, то заявление означает, что среди федеральных изданий случай журнала «ELLE» является скорее правилом, нежели исключением. И действительно – реклама алкоголя присутствует во многих федеральных изданиях – от деловых до информационно-развлекательных. И, вместе с тем, несмотря на постоянные нарушения закона целым рядом федеральных печатных СМИ, МАП не использует предоставленное ему законом право через суд закрывать подобные издания. Вместо этого, в качестве меры борьбы с рекламой алкоголя, используются доказавшие свою неэффективность штрафы. То, что эта мера не приводит к желаемому результату, признают и в самом МАП. По словам представителя пресс-службы Министерства по антимонопольной политике Ларисы Булгаковой: «Проблема заключается еще и в том, что размеры штрафов незначительные и зачастую входят в себестоимость рекламы». Можно предположить, что и в этот раз издательство журнала «ELLE» заплатит денежный штраф, сумма которого, скорее всего, была учтена при заключении контракта.

Мнения

По мнению руководителей ряда екатеринбургских СМИ, действия МАП РФ в области контроля над рекламой алкогольной продукции в печатных СМИ подчинены политике «двойных стандартов». Санкции, применяемые к региональным изданиям, оказываются на порядок более жесткими, нежели к федеральным. Кроме того, ощутимая разница прослеживается и в вопросах определения критериев того, что считается рекламой, а что – нет, а также в области так называемой «скрытой рекламы» алкоголя, которая достаточно часто встречается в федеральных СМИ.

Подобная политика не находит понимания у руководителей региональных газет и журналов.

Так, главный редактор издающейся в Екатеринбурге «Нашей газеты» Алена Плоск заявила, что двойные стандарты, применяемые МАП РФ в отношении печатных изданий, занимающихся рекламой алкогольной продукции, вызывают возмущение, так как «административные санкции со стороны МАП вводятся в отношении только региональных СМИ, печатающих на своих полосах рекламу алкогольной продукции, в то время, как федеральные журналы, которые в обход закона издают свою продукцию с рекламой спиртных напитков, фактически остаются безнаказанными».

По мнению главного редактора журнала «Директор» Михаила Бакина, действия МАП фактически ставят федеральные и региональные издания в неравные условия, практически делая невозможной равноправную рыночную борьбу между ними, что удивительно, так как одной из основных функций МАП, как следует из его названия, является обеспечение свободной конкуренции. «Меня удивляет тот факт, что многие издания, как федеральные, так и местные, публикуют на страницах своих журналов рекламу алкогольной продукции. Мы могли бы также заниматься продвижением материалов обзорного характера организаций, которые реализуют элитные сорта коньяков в Свердловской области. Но федеральное законодательство запрещает даже упоминать название алкогольной продукции в СМИ, и поэтому мы не можем участвовать в освоении рынка элитного алкоголя», – пояснил М. Бакин. А федеральные издания, на которых нормы законодательства фактически не распространяются, этот рынок активно осваивают.

То, что особое отношение Министерства по антимонопольной политике превращается в настоящее конкурентное преимущество крупных федеральных компаний, которое позволяет им незаконно монополизировать часть рекламного рынка, подтверждает и главный редактор журнала «Я покупаю» Вера Тарасова: «Федеральное законодательство запрещает нам рекламировать алкогольную продукцию. У нас были предложения со стороны производителей и реализаторов алкогольной продукции по размещению рекламы спирт-ных напитков. Так, например, ООО «Омега групп» в сентябре 2002 г. хотело опубликовать рекламу водки «Русский стандарт», но нам в соответствии со ст. 17 «Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» им пришлось отказать. И такие примеры не единичны».

Как отметила руководитель рекламной службы журнала «Деловой квартал» Наталья Коптелова: «За-преты МАП нас затрагивают меньше, чем, к примеру, специализированные или развлекательные глянцевые издания, поскольку производители и продавцы алкогольной продукции – не основные наши рекламодатели. Но, на мой взгляд, если бы законодательство не было столь жестким, печатные СМИ, и «Деловой квартал» в том числе, от этого бы только выиграли».

Также она рассказала о том, что региональные журналы всё же пытаются конкурировать с печатными СМИ федерального уровня, оставаясь в рамках закона. Так, по словам Н. Коптеловой, «рекламы алкогольных напитков в нашем издании нет. Но на страницах журнала выходили статьи о предприятиях по производству алкогольной продукции, имиджевая реклама специализированных магазинов, что не противоречит федеральному законодательству». Однако, по мнению специалистов, такая законная, но косвенная реклама далеко не так прибыльна, как реклама прямая, но противоречащая законодательству.

Есть повод задаться вопросом – насколько подобная политика Министерства по антимонопольной политике отвечает требованиям законодательства, предписывающего этому государственному органу следить за недопущением ущемления свободной конкуренции в отечественной экономике. Также не до конца понятно, насколько законным является применение столь несхожих форм наказания за одни и те же административные правонарушения со стороны этой властной инстанции.


Другие материалы по теме: