Электронная коммерция или Ошибка 2000?

15 ноября 2000 (14:29)

В последнее время словосочетание «электронная коммерция», а также сопутствующие ему броские термины типа «e-commerсe», «интернет-трейдинг», «инвестиции в Рунет» все больше и больше встречаются в медийных сообщениях, а реклама, использующая эти слова, становится просто безудержной. Состоятельные люди, имеющие свой бизнес или управляющие бизнесом партнеров, становятся объектами массированных идеологических атак, конечная цель которых — заставить приобрести что-нибудь, связанное с компьютерами, сетями, программным обеспечением. На всякий случай, если придет эпоха расцвета электронной коммерции, то у них уже есть. Только нужно ли всё это, и если нужно, то в каких объемах и по каким ценам?


Игра слов


Сам термин «электронная коммерция» (далее ЭК) достаточно расплывчатый. Его смысловое наполнение зависит от того, что собирается продать произносящий это магическое заклинание. Это может быть и страничка Интернет, которую гордо называют «витриной» или «виртуальным магазином вашей Компании», и система связи с удаленным офисом, по которой перегоняется финансово-хозяйственная документация, системы электронных платежей, и сами компьютеры, на которых содержатся любые данные по ведению бизнеса, в том числе и элементарные программы электронной почты. Кстати, ЭК как вид коммуникации оправдывает своё название в том случае, если по ней направляется информация, связанная непосредственно с коммерческой деятельностью.


Одним словом, все, что можно использовать в целях бизнеса, становится субъектом этой самой e-commerce. Поэтому, если кого-либо приглашают на семинар, посвященный ЭК, то ему в итоге попытаются продать (а любой семинар — это, в конце концов, презентация, рекламное мероприятие) тот товар, реализацией которого занимается фирма-устроитель, но перед этим объяснить, что это именно тот товар, столь необходимый клиенту для ведения и расцвета его непростого бизнеса.


У продавцов ЭК выработался свой собственный сленг, непонятный простому смертному: «Наша система построения отношений би-ту-би подразумевает комплексное решение проблем функционирования бэк-офиса с учетом соблюдения режима безопасности транзакций». Люди, произносящие такие фразы, априори становятся носителями иных знаний, а многие готовы платить за возможность быть причастным к великому. Во всяком случае, гораздо приятнее купить «под ключ» некий значимый бэк-офис, чем два мегабайта памяти на жестком диске сервера провайдера и коммуникационную программу, связывающую базу данных продавца и клиента.


Кстати, аргументация продавцов ЭК очень сильно напоминает стиль представителей сетевого маркетинга, когда рациональные аспекты подменяются такими эмоционально окрашенными доводами, как «необходимо для успешного бизнеса», «вам это поможет» и т.д.


Продавцы воздуха


Что же представляет собой ЭК в действительности? В нормальном понимании, это не более чем оптимизация информационной среды, коей является Интернет, под нужды бизнеса. А информационная среда включает в себя пользователей сети (продавца-клиента), их компьютеров, услуг провайдеров и сопутствующих вещей, от качества телефонных линий до наличия «сервисов», необходимых для развития торговли.


Возьмём типичный случай: есть некий хозяйствующий субъект, продающий, например, книги (или железные трубы). У субъекта есть сайт той или иной степени сложности в Интернете, который исполняет роль своего рода каталога с прайсами — описание товара, его картинка, указание цены и условий покупки. Покупатель на этом сайте выбирает себе что-либо и покупает, дав команду банку перечислить деньги со своего счета на счет хозяйствующего субъекта. Далее проверяется факт перечисления денег, автоматически подготавливаются платежные документы, после чего курьер доставляет книгу покупателю.


Таким образом можно торговать всем, начиная от тех же книг и металла и кончая акциями на фондовых биржах. Все зависит лишь от степени организации процесса и уровня притязаний. Примерно по такому же функциональному принципу выстраиваются отношения между головной конторой и ее филиалами или дистрибьюторами.


Общим для всех разновидностей ЭК будет, во-первых, принцип построения отношений, и, во-вторых, полная прозрачность в финансовых отношениях. Операция будет прописана как минимум в трех местах, следы ее практически не удалимы. Поэтому в атмосфере «неучтенки» и несовершенного налогового законодательства трудно говорить об экономической привлекательности любого предприятия, основанного на полной подконтрольности для фискальных органов. Тем более если в предприятие интегрированы базы по складу, движению материальных и денежных средств, да и вообще вся финансовая информация.


Еще один «критический момент» — наличие самих покупателей через сеть, например, для «розничной» интернет-торговли. Для среднестатистического сайта Екатеринбурга приличной является посещаемость в 200 — 250 хостов в сутки, потенциальных покупателей, в лучшем случае, наберётся около 10. Не созрела еще в России критическая масса пользователей Интернет, чтобы количество перешло в качество. Передовая Москва намерена вложить около $30 миллионов инвестиционных средств на развитие инфраструктуры Интернета, чтобы 50 процентов москвичей при желании могли выйти в сеть с нормальным качеством соединения.


Тем не менее, с каждого гипотетического покупателя берутся налоги, расходы на службу доставки, что в результате приводит к повышению стоимости товара. И если кто-нибудь и совершит покупку из чистого любопытства, то потом здравый смысл возьмет свое.


Вообще, говорить о какой-либо ЭК без развитой банковской системы просто глупо. А в России основное «достоинство» системы — это тотальное недоверие к ней как со стороны граждан, так и, в меньшей степени, со стороны хозяйствующих субъектов. Поэтому, пока гражданам не предоставят возможность с выгодой хранить деньги в банках и, более того, не научат эффективно ими управлять, любая коммерция с использованием безналичных денег граждан обречена на провал. Таким образом, имеет смысл первоначально вкладывать деньги в пропаганду и рекламу банковских услуг и гарантировать стабильность условий для всех, и уже потом призывать к созданию систем управления счетами путем удаленного доступа.


Теперь о провайдерах. Зачастую они находятся в первых рядах электронных коммерсантов, потому как имеют серверы и Интернет. Если кто-нибудь из читателей пытался установить соединение через модем в часы пик, то наверняка столкнулся с проблемой доступа в Интернет и неустойчивой связью. О каких транзакциях может идти речь, когда ни один из ведущих поставщиков услуг Интернет не берет на себя ответственность за качество соединения, ссылаясь на телефонные станции или иные объективные причины? Да и сам Интернет — дорогое удовольствие.


Про безопасность можно даже и не упоминать, пароли «ломают» все и везде. Даже один из немногих екатеринбургских банков, имеющих работающее представительство в сети, стал участником скандала с взломом системы карточек, предательства сотрудников и прочих удовольствий. Тем более информация о взломе сайтов, сетей и платежных систем постоянно транслируется по каналам СМИ, в том числе и в самом Интернете.


Рекламная кампания


Весь прошлый год прошел под знаменем «Проблемы 2000». Под это дело были выбиты и оприходованы огромные бюджеты. Был тотально обновлен парк компьютеров и программного обеспечения. Объемы реализации намного выросли. Целый год околокомпьютерная пресса, живущая за счет рекламных вливаний от производителей «железа» и «софта», пугала всех ужасами последствий смены дат. Банкиров — падением сетей и платежных систем, обывателей — тем, что компьютер больше не включится, и всех — что «упадет»операционная система и последствия будут самыми ужасными.


Миллиарды, заработанные на «Y2K» фактически выкачены из потребителей. Что-то перепало СМИ, рекламным и консалтинговым агентствам за грамотно раскрученную истерию. Тем более что утром 1-го января 2000 оказалось, что не произошло абсолютно ничего.


Теперь поводом для покупки нового, мощного, но ненужного процессора объявляется некое требование, предъявляемое к процессорам со стороны «электронной коммерции». Всего надо много и дорого. Ведь это просто смешно, когда призывают купить «Пентиум III» «для успешной работы в Интернет», когда доступ в сеть осуществляется в большинстве своем на скорости 56к. Это как купить джакузи, но греть и таскать воду ведрами. То же самое касается и рассуждений о том, что для приема и отправки электронной почты, конвертации таблиц из одного формата в другой, а тем более для пересчета курса доллара в рубли и обратно необходимо купить новый компьютер.


Кампания, связанная с ЭК, имеет одну цель, о которой сказано в начале статьи — продать как можно больше того, что не нужно, но есть на складе. А так как аппетиты компьютерных гигантов выросли на прибылях от смены дат, то и продавать надо будет много и не по одному разу.


И если в свое время многие создали свои сайты, которые никто не посещает, потому что просто некому, то теперь надо создавать «магазины», которые необходимы потому, что у «других» есть.


Коммерцию надо начинать не с коммуникаций, а с основ — с банковской системы, с надежного и дешевого Интернета и людей, у которых есть деньги, чтобы купить себе что-нибудь ненужное, но зато в Интернете.


Другие материалы по теме: