Непредсказуемые выборы 2003 года

По мнению экспертов, губернаторская кампания 2003 года будет отличаться от предыдущей своей жесткостью, многовариантностью и непредсказуемостью.

Главным политическим событием 2003 года на Среднем Урале станут выборы губернатора Свердловской области. Уже сейчас можно говорить о начале избирательной кампании, о формировании основных политических блоков, которые вступят в борьбу за контроль над регионом. По мнению аналитиков, в настоящее время, когда большинство будущих кандидатов ещё официально не объявили о своем участии в борьбе за пост главы области, достаточно сложно прогнозировать характер предстоящих выборов. Эксперты сходятся лишь в том, что они будут мало похожи на губернаторскую кампанию 1999 года.

Федеральный уровень

Четыре прошедших года стали переломными как для экономики России, так и для политической сферы. Можно сказать, что сегодня перед нами другая страна, функционирующая по новым законам. И опыт четырехлетней давности оказывается несостоятельным в новой политической ситуации.

Прежде всего, изменилась роль федерального центра. На смену Ельцину, рейтинг которого не превышал 7%, пришел Путин, получивший поддержку не менее 60% россиян. От тактики «сдержек и противовесов» новый президент перешел к стратегии построения «вертикали власти». Прежде всего, это выразилось во вмешательстве федерального центра в региональную политику. Сначала президент создал институт полпредов, призванных ограничить власть региональных лидеров. Затем федеральный центр стал участвовать в избирательных кампаниях напрямую. Поддержка президента Путина обеспечивала «кандидату Кремля» практически стопроцентную избираемость. Это подтвердили почти все выборы конца 2001 – начала 2002 года.

Вместе с тем произошло заметное снижение влияния губернаторов на федеральную политику. Они перестали быть самостоятельной политической силой, способной на равных общаться с федеральным центром. Особенно заметной эта тенденция стала после реорганизации Совета Федераций, из которого были исключены главы регионов.

Кроме того, утратила популярность и весьма распространенная на выборах 1999 года антифедеральная риторика, равно как и позиционирование кандидата как борца с «засильем Кремля, разоряющего регион». При высоком рейтинге Путина кампания, построенная на сепаратистских идеях, обречена на провал.

Одновременно особенная «вертикаль власти» выстроилась и в экономике страны. Создание крупных финансово-промышленных холдингов привело к появлению своеобразных «частных министерств»: все значимые отрасли отечественной экономики сейчас контролируются двумя – тремя структурами. К примеру, алюминиевая промышленность представлена РусАлом и СУАЛом, медная – «Норникелем» и УГМК. Практически та же картина наблюдается и в других отраслях. Концентрация производства привела к тому, что отечественные холдинги стали межрегиональными структурами, бюджеты многих из них превышают бюджеты ряда российских областей.

Если в 1999 году уральские ФПГ были заинтересованы в поддержке губернатора, и потому финансировали его предвыборную кампанию, то в 2003 году может сложиться совершенно иная ситуация.

Интересы крупных трансрегиональных и транснациональных корпораций лежат в области федеральной политики. Губернаторы, лишившиеся былого влияния, уже не представляют для промышленников интереса: ФПГ предпочитают работать с полпредами или напрямую с Москвой. Более того, изменившаяся политическая и экономическая ситуация страхует крупные кампании от передела собственности при смене правящей региональной элиты. Кто бы ни стал губернатором Свердловской области в 2003 году, это не приведет к «местной революции». По большому счету, единственное, что требуется промышленникам от губернаторов – это сохранение существующего положения вещей. А подобную услугу им может предложить любой вменяемый «системный» кандидат.

Следовательно, ФПГ перестают относиться к политике, как к элементу выживания, и она превращается для них в один из элементов рынка. Поддержку от них получает не тот кандидат, который имеет властный ресурс, а тот, кто сможет предложить промышленникам реальное уменьшение их производственных издержек. Прежде всего, это касается области налогообложения, но в не меньшей степени – и сокращения «непрофильных активов», к которым, в первую очередь, относится социальная сфера. Аналитики предполагают, что одной из главных интриг будущего политического сезона может стать именно соревнование кандидатов в умении «понравиться» ФПГ.

Как бы то ни было, очевидно одно – в новых условиях трансрегиональные корпорации откажутся от тактики борьбы за сферы влияния внутри областного правительства, доминировавшей в предыдущий период. Вместо того чтобы добиваться назначения «своего человека» на пост министра или вице-премьера, они выставят собственных кандидатов на губернаторский пост. Сейчас сложно говорить о том, будет ли в Свердловской области реализован так называемый «Красноярский вариант», при котором крупнейшие промышленные империи региона выставят собственных кандидатов, призванных, в случае избрания, отстаивать интересы своего холдинга. Так же возможным считается развитие «Новгородского сценария», при котором единый кандидат от ФПГ противостоит кандидату от региональной власти.

Региональный уровень

Между тем, по мнению аналитиков, политика областных властей все больше концентрируется на обслуживании нужд крупнейших трансрегиональных холдингов области. При этом в жертву ФПГ приносятся интересы средних и мелких уральских компаний. Эксперты полагают, что именно последние могли бы стать опорой действующего губернатора, так как между ними существует «паритет сил», такой же, какой существовал между губернатором и ФПГ четыре года назад: средние и малые предприятия заинтересованы в поддержке областных властей, а власти имеют реальные рычаги для решения их проблем. В то же время административный ресурс губернатора достаточен для того, чтобы воздействовать на эти предприятия.

В отсутствии внимания со стороны областных властей, этот мощный электоральный ресурс (экономические возможности и количество работников на средних и малых уральских предприятиях вполне сопоставимо с числом рабочих всех ФПГ области) неизбежно окажется в зоне влияния других политических сил, обладающих собственным административным ресурсом. В числе последних может оказаться как один из мэров уральских городов, так и «человек полпредства».

При этом не стоит забывать, что большую часть населения области, а значит, и электората, составляют не рабочие предприятий, входящих в ФПГ, как это можно подумать, анализируя политику областных властей накануне выборов, а бюджетники. По мнению социологов, их электоральные предпочтения с 1999 года так же претерпели существенные изменения. Если в послекризисный год действующий губернатор был гарантом стабильности, и за него голосовали из принципа «чтоб не было хуже», то теперь, в эпоху экономического роста, он может рассматриваться как символ стагнации. Значительная часть электората уже не будет голосовать за сохранение существующего положения, определяя свой выбор исходя из максимы «чтобы было лучше, чем сейчас». По мнению аналитиков, именно эта категория населения в конечном итоге будет решать судьбу выборов.

Итоги

Все эти перемены в политике, экономике и электоральных настроениях масс не могут не сказаться на ходе выборов губернатора Свердловской области. В новых условиях ход и сценарий предвыборной кампании претерпят существенные изменения, так как увеличится число заинтересованных в исходе этих выборов сил. Кампания 2003 года обещает стать нелинейной и многовариантной, зависящей от множества факторов. И этого не могут не понимать все участники будущего электорального процесса.

Падение значимости фигуры губернатора и рост экономического и политического веса ФПГ, по всей видимости, приведут к появлению на выборах сильных кандидатов, финансируемых корпорациями и отстаивающих интересы последних. По мнению аналитиков, именно между ними может развернуться основная борьба за губернаторское кресло.

Кроме того, вполне возможно появление одного или нескольких кандидатов, представляющих интересы среднего и малого бизнеса Урала. Вполне возможно, что данный кандидат будет позиционироваться как противовес кандидатам от ФПГ, которые в широких массах неизменно воспринимаются как «ставленники олигархов».

Также, по мнению аналитиков, можно ожидать появления кандидатов, ориентированных на наиболее массовую часть электората, представленную пенсионерами, бюджетниками и жителями депрессивных и дотационных территорий, со свойственной им популистской риторикой.

По мнению аналитиков, все эти изменения неизбежно повлекут за собой смену основного сценария выборов. Известно, что в 1999 году в Свердловской области была использована та же классическая схема, которой тремя годами раньше воспользовался Борис Ельцин. Это схема «ложного выбора». При её реализации избиратель ставится в ситуацию, когда ему приходится выбирать между приемлемым и неприемлемым (грубо говоря, хорошим и плохим) кандидатом. Действующий губернатор в этой ситуации позиционировался как единственный приемлемый кандидат. Альтернативой ему служил «внесистемный» Бурков, который, тем не менее, сумел набрать значительное число голосов.

Но за четыре года ситуация кардинальным образом изменилась. Свердловская область должна быть готова к действительно многовариантным выборам, на которых будет представлено как минимум несколько равно приемлемых кандидатов. То есть выбрать надо будет не из «хорошего и плохого», а из нескольких «хороших». И в этой ситуации каждый кандидат должен быть готов к тяжелой политической борьбе.

По мнению аналитиков, наибольшие шансы в этой борьбе будут у тех кандидатов, которые лучше других будут соответствовать изменившимся внешним и внутренним условиям избирательной кампании, кто в состоянии будет строить собственную предвыборную стратегию, учитывая все множество факторов, определяющих исход выборов.


Другие материалы по теме: