«Капитал» и Татьяна Призова полагают, что «Дешевого пива станет больше»

4 марта 2003 (10:43)

Российские пивовары планируют в этом году ввести в строй новые мощности и увеличить объем производства примерно на 10%. При этом рост потребления пива замедляется. В текущем году он вырастет лишь на 7-8%, причем в основном за счет дешевых массовых марок.

На фоне все продолжающегося спада производства пива некоторые компании умудряются выглядеть вполне убедительно и строить оптимистичные прогнозы на будущее. Как считает Джо Стрелла, гендиректор российского подразделения SUN Interbrew, цены на некоторые марки, например "Толстяк", "Сибирская корона", "Клинское", не были установлены на должном уровне, отчего произошел небольшой спад. К концу 2002 года ситуация стала меняться. «В последнем квартале мы добились увеличения национальной доли рынка на 1,1%. В январе мы росли гораздо быстрее, чем весь рынок. В прошлом месяце наши продажи выросли на 6,2% при общем падении производства пива к началу прошлого года. Значит, мы снова сумели отвоевать чью-то долю рынка» - заявил гендиректор.

В 2003 году вышеупомянутый производитель предполагает реализовать от 35 л до 50 л. Причем потребление пива в таких городах, как Москва, уже превышает 60 л на душу. Поэтому предполагаемый рост производства пива по всей стране составит не больше 6%. Относительно прогнозов по компании SUN Interbrew, руководство предполагает, что рост будет происходить в два раза быстрее рынка.

Неплохо, на первый взгляд, обстоят дела и у другого пивного гиганта, пивоваренной компании «Балтика». Буквально на днях она открыла новый завод в Самаре, который будет производить пива на 50% больше, чем потребляется сегодня во всей Самарской области.

Основными виновниками угрожающего России перепроизводства пива стали действия государства по увеличению фискальной нагрузки на отрасль, а также излишне оптимистичные прогнозы маркетинговых компаний. По данным Российского союза пивоваров, потребление пива в России выросло с 12 л на человека в год до 44. «Однако рост рынка пива замедляется - если в 2001 г. объем потребления увеличился на 11%, то в 2003 г. ожидается лишь 7-8%», - заявил и.о. директора по маркетингу ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Петр Тибилов. Еще более пессимистичный настрой на московском пивкомбинате «Очаково». Как сказал президент ЗАО МПБК «Очаково» Алексей Кочетов, в 2003 г. потребление пива увеличится на 7-8%, однако в последующие годы темпы роста сократятся.

Между тем российские производители продолжают наращивать производство, несмотря на неблагоприятную статистику. Если учесть, что у компаний есть еще незадействованные мощности порядка 15-25% от объема производства, то дисбаланс между спросом и предложением становится еще более явным. Исходя из этого, стоит ожидать, что конкуренция между производителями будет усиливаться – начнется борьба за снижение издержек, новые сегменты рынка, экспортные поставки, результатом которой станет практически полное вытеснение с рынка мелких региональных производителей пива в ближайшие два-три года.

«В отрасли будет продолжаться консолидация, так как мелкие заводы оказываются неспособными конкурировать с холдингами. Например, «Очаково» в 2003 г. оформит в холдинговую структуру свои предприятия в Москве, Краснодаре, Пензе, Липецке и Белгороде», - говорит Алексей Кочетов.

В то же время холдинги также стеснены в возможности сокращать издержки, так как это приведет к снижению качества продукции. По мнению специалистов, в себестоимости пива 38% затрат приходится на солодовое сырье, 28% - на электро- и теплоэнергию, еще 7% - на прочее сырье (хмель, дрожжи, вода). Остальное - на зарплату, эксплуатационные и экологические расходы. «Крупные компании не могут отказаться от поставок дорогого импортного солода в пользу дешевого отечественного, так как качество сильно упадет», - говорят аналитики. По его словам, «производители могут сэкономить в основном на организационных издержках, переиграв конкурентов за счет лучшей логистики и дистрибуции». Так, «Балтика», для того чтобы защитить себя от сбоев в поставках продукции, заказала специальные вагоны для перевозки пива.

Еще одним выходом для пивоваров может стать экспорт. Здесь выгодное положение у «Балтики», продающей своей продукт в страны Балтии.

Таким образом, бурный рост рынка пива заканчивается, и рынок теперь будет развиваться за счет вытеснения более слабых – и не только мелких региональных предприятий. Причем наиболее сильная борьба разгорится между компаниями, претендующими на лидерство именно в сегменте премиум, который показывал наибольшие темпы роста в последние годы, порядка 30%. Не исключено, что часть производителей будет вытеснена в сегмент среднеценового и дешевого пива. Дело в том, что в сегменте премиум сталкиваются интересы не только крупных отечественных компаний, но и зарубежных производителей, стремящихся организовать разлив своего пива в России.

Одновременно наблюдается сокращение импорта пива премиум из-за рубежа. Это происходит за счет того, что иностранцы организуют лицензионные производства в России.

Участники рынка отмечают, что успех в 2003 г. будет содействовать тем компаниям, которые будут строить свою стратегию, опираясь на объективные и качественные исследования рынка.

Что же касается прогноза для пивной отрасли на текущий год, здесь, если говорить в целом, вывод довольно однозначен. Многие из производителей, не выдержав конкуренции в сегменте премиум, будут вынуждены обратиться к производству дешевого пива, доля которого на рынке будет продолжать расти. Впрочем, пиво будет дешевым лишь относительно, так как по оценкам Союза российских пивоваров, пиво в текущем году подорожает в среднем на 15-20% из-за увеличения акцизов на 25%. Это, в свою очередь, будет выступать ограничивающим фактором для роста потребления.


Другие материалы по теме: