ГУВд: контроль над конкурентами?

С 1 февраля 2003 года на территории Свердловской области действует приказ начальника областного ГУВД, ужесточающий контроль над частными охранными предприятиями.

По данным МВД РФ на 2002 год в России зарегистрировано свыше 15 тысяч частных охранно-детективных структур, в том числе частных охранных предприятий – 9 756, служб безопасности – 5 201. Общая численность лицензированных сотрудников – около 332 тысяч. Из них 70 тысяч – бывшие сотрудники МВД, а 15 тысяч – органов безопасности, 2,5 тысячи – сотрудники других правоохранительных органов, что составляет 26,7% от общего количества работников. Всего охраняется 71 262 объекта, используется 104 601 ед. огнестрельного и газового оружия. Годовой оборот охранных и сыскных услуг оценивается в 0,9-1,2 миллиарда в долларовом эквиваленте.

Регулирование частной охранной деятельности

На данный момент основной документ, регулирующий деятельность частных охранных структур – закон «О частной детективной и охранной деятельности», принятый в 1992 году. Несмотря на ряд его недостатков, отмечаемых многими экспертами, закон работает и позволяет этому бизнесу развиваться. Основными актами, регулирующими деятельность ЧОП, после создания лицензионно-разрешительной системы были приложения к приказам МВД России: Инструкция № 292 от 22.08.1992 «О порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля над частной детективной и охранной деятельностью» и Инструкция №288 «По организации работы органов внутренних дел по контролю над оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ».

Другими документами, регулирующими деятельность ЧОП, являются Федеральный Закон «Об оружии», принятый 13 ноября 1996 года, и разъясняющая Инструкция № 288, предназначенная для охранного рынка, принятая в апреле 1999 года, а также Закон №128-ФЗ от 8.08.01. «О лицензировании отдельных видов деятельности», который был распространен на охранно-детективную деятельность, фактически вступивший в силу только в феврале 2002 года. В соответствии с ним лишение частного охранного предприятия лицензии стало возможным только в судебном порядке. Индивидуальные лицензии для охранников были отменены, взамен появились удостоверения охранников с правом на закрепленное оружие.

По мнению экспертов, этих правовых актов, регулирующих деятельность частных охранных структур вполне достаточно для нормального их функционирования в большинстве регионов России.

4 февраля 2003 года начальник ГУВД Свердловской области Владимир Воротников издал приказ об усилении контроля над деятельностью частных охранных предприятий.

Данный приказ был издан «в целях усиления контроля над реализацией требований Законодательства РФ об оружии, частной детективной и охранной деятельности, пресечения преступных проявлений и правонарушений в сфере охранного бизнеса, в том числе при разрешении гражданско-правовых и имущественных споров между собственниками».

В частности в приказе говорится о том что «с 1 февраля 2003 года необходимо обеспечить контроль над перемещением сотрудников ЧОПов вне охраняемых объектов и при выездах за пределы обслуживаемой территории с целью оказания охранных услуг. Маршрутные листы и командировочные удостоверения при этом должны согласовываться с сотрудниками МОБ».

Кроме того, начальникам отделов ГРУОВД области приказано проводить проверки деятельности ЧОПов с участием представителей заинтересованных ведомств. В том числе проводить внезапные проверки офисов ЧОПов с целью выявления нарушений законодательства об оружии, частной детективной и охранной деятельности. Также приказано «осуществлять комплексные своевременные одновременные проверки всех охраняемых объектов и маршрутов сопровождения в том числе располагающихся вне обслуживаемой территории». Особое внимание приказано уделить «пресечению незаконной деятельности имеющихся в охранно-сыскных предприятиях групп быстрого реагирования и вооруженного телохранительства».

Конкуренция

Эксперты отмечают, что помимо ужесточения мер по контролю над частными охранными структурами, призванного привести к пресечению преступных проявлений и правонарушений в сфере данного бизнеса, этот приказ может преследовать и иные цели, в том числе: изменение условий конкурентной борьбы на рынке охранных услуг. Подозрения эти возникают вследствие того, что ГУВД области одновременно является и лицензионно-разрешительным органом, осуществляющим контроль над деятельностью ЧОП, и само осуществляет охранную деятельность посредством подразделений ВОХР.

Как стало известно «VIP-консультанту», в настоящее время цены на охрану объектов в подразделениях вневедомственной охраны ГУВД, могут до двух раз превышать расценки на охранную деятельность частных охранных предприятий.

Для сравнения: услуги по обслуживанию «тревожной кнопки» во вневедомственной охране в 2002 году составляли 11 рублей в час (в ЧОПах в среднем 3 рубля), услуги по охране объекта – 80 рублей в час (в ЧОПах 40–50). По заявлению представителей частных охранных предприятий после нового года цены на охранные услуги ВОХР опять повысились, в связи с чем ожидается повышение стоимости услуг охранных предприятий.

Как заявил «VIP-консультанту» один из представителей охранного бизнеса, пожелавший остаться неизвестным: «Цены на охранные услуги ЧОПов повысятся, однако разница стоимости по сравнению с услугами ВОХР сохранится в существующей на сегодняшний день пропорции.
В среднем услуги ЧОПов по-прежнему будут дешевле в два раза». По словам сотрудника одного из охранных предприятий Екатеринбурга: «На сегодняшний день качество услуг по охране, предоставляемых частными охранными предприятиями области в целом лучше предоставляемых вневедомственной охраной. ЧОПы используют в работе более совершенные системы безопасности. В 2002 году ряд крупных предприятий и банков области уже отказались от услуг вневедомственной охраны. Несмотря на это цены ВОХР продолжают расти». По мнению экспертов, преимуществ ВОХР перед ЧОПами при оказании охранных услуг, на данный момент, по сути, два. Первое заключается в возможности использования при оказании охранной деятельности автоматического оружия. Однако, как показывает практика, используемые в ЧОП гладкоствольные карабины не менее действенны в ближнем бою. Вторым преимуществом является отсутствие необходимости оформления командировочных удостоверений и маршрутных листов, что позволяет подразделениям ВОХР более мобильно выполнять услуги по охране транспортируемых по территории области грузов.

Мнение представителей ЧОП

По словам представителей частных охранных предприятий для надлежащего оформления маршрутного листа и командировочного удостоверения в ГУВД нужно длительное время. В маршрутном листе указывается количество лицензированных сотрудников, сопровождающих материальные ценности, и количество находящегося у них служебного оружия. В командировочном удостоверении надо указывать весь маршрут следования со всеми промежуточными пунктами, а также место и время командировки, что, фактически, ставит сотрудников ЧОП в иные условия, нежели работников вневедомственной охраны при ГУВД.

Комментируя данный приказ, директор частного охранного предприятия «Сатурн» Сергей Черкасов заявил: «Меры контроля над частными охранными структурами, применяемые правоохранительными органами на сегодняшний день достаточны, ужесточение контроля может повредить деятельности ЧОПов. ГУВД при выдаче лицензии проверяет каждого сотрудника ЧОПа, например, на наличие судимости. Нарушения законодательства среди охранных предприятий бывают, но в целом, на сегодняшний день нет необходимости в усилении контроля над деятельностью частных охранных структур на территории области».

Помимо всего прочего, по заявлению представителей охранных структур оружейные хранилища всех ЧОПов находятся под охраной ВОХР, стоимость которой за 1 месяц составляет от 10 до 15 тысяч рублей. Представители охранных структур считают эту меру совершенно бесполезной, поскольку в хранилищах постоянно дежурят вооруженные охранники.

Представители некоторых частных охранных предприятий, пожелавшие остаться неизвестными, считают, что приказ начальника ГУВД Свердловской области от 4 февраля 2003 года может создать на территории области монополию вневедомственной охраны на осуществление ряда видов охранной деятельности. Объясняется это тем, что действие приказа не распространяется на вневедомственную охрану – оно направлено только на частные охранные предприятия.

Вывод

В заключение можно сделать ряд выводов. В последнее время, в условиях законодательного запрещения использования оружия службами безопасности предприятий, конкурентная борьба
ЧОПов и вневедомственной охраны нарастает. Единственным преимуществом ВОХР в выполнении охранных услуг на территории Свердловской области является отсутствие необходимости оформления командировочных удостоверений и маршрутных листов. Иными словами, в отношении охраны транспортировки грузов по территории области подразделения ВОХР более мобильны: им не надо тратить длительное время на оформление данных документов. В остальном, в том числе и в области ценовой политики, ВОХР проигрывает частной охране. При рассмотрении данной ситуации складывается впечатление, что приказ начальника ГУВД Свердловской области от 4 февраля, вводящий в действие маршрутные листы и командировочные удостоверения, возможно, имеет своей целью не только повысить контроль над деятельностью частных охранных структур, но и создать условия, в которых станет возможной монополизация ВОХРом рынка услуг по охране транспортируемых грузов, поскольку не каждый клиент способен ждать месяц для надлежащего оформления всех необходимых для частных охранных предприятий документов.


Другие материалы по теме: