«Уральский рабочий» и Юлия Санатина говорят, что наступила «Ностальгия по Уралмашу»

15 июля 2003 (11:15)

Мы, свердловчане, можно сказать, все с Уралмаша: если не сам, так кто-то из родных или знакомых обязательно работал в одном из его многочисленных подразделений — шутка ли, более 50 тысяч человек трудилось в былые годы в производственном объединении «Уральский завод тяжелого машиностроения». А может, довелось учиться в уралмашевском профучилище или техникуме. Или обитать на одной из зеленых улиц заводского жилого района, по размеру сопоставимого с довольно крупным городом.

Имя «отца заводов и фабрик», как назвал в свое время Уралмаш Максим Горький, без преувеличения известно каждому в России. И хотя в последние годы имя это оказалось испачканным благодаря деятельности одноименного преступного сообщества, все же, думается, в истории останется именно Уралмашзавод — как визитная карточка нашего промышленного города, как символ целой эпохи.

Эпохи созидания, укрепления мощи и авторитета нашей страны, бурного промышленного роста, в котором Уралмаш сыграл огромную роль. За восемь довоенных лет он обеспечил своей продукцией сотни предприятий Советского Союза, прежде всего металлургических: в те годы на УЗТМ было изготовлено оборудование для 18 доменных печей (в которых выплавлялась треть чугуна в СССР), 70 прессов, 170 дробилок и мельниц, 13 прокатных станов, 20 агломерационных машин, первые отечественные карьерные экскаваторы...

«Уральский рабочий», взявший над возводящимся промышленным гигантом своего рода творческое шефство, регулярно сообщал читателям о ходе работ, о трудовых победах строителей, а затем — рабочих Уралмаша. «Передавая Уралашзавод кадровикам-машиностроителям, ударник тов. Кузнецов сообщил о перевыполнении программы на строительной площадке. Бригадир монтажников тов. Бубнов рассказал о достижениях своей бригады. В сроки, невиданные даже передовыми странами, эта бригада смонтировала 78 кранов, 21 электропечь, 19 подстанций и электроотопительную станцию», — писала газета 15 июля 1933 года.

В годы Великой Отечественной войны Уралмашзавод выпустил 30 тысяч орудий полевой и танковой артиллерии (что такое челябинский «Танкоград» без наших пушек!), изготавливал бронекорпуса, а затем освоил и полный цикл производства танков и самоходок.

Буровые установки и знаменитые шагающие экскаваторы, блюминги и машины непрерывного литья загтоовок, которыми были оснащены все крупные металлургические комбинаты СССР и стран Восточной Европы, — все это Уралмашзавод 50—80-х. И по сей день в России на уралмашевском оборудовании проводится добыча и переработка трех четвертей железной руды, добыча четырех пятых нефти и половины природного газа, половины угя, добываемого открытым способом, разливка российской стали и прокат стального листа, выпуск всех железнодорожных рельсов...

Но славной этой истории нынче место в музее Уралмашзавода, который, в отличие от своих собратьев на многих крупных предприятиях, по-прежнему работает. Юбилей знаменитый завод встречает в ином, чем прежде, статусе (в 1992 году он стал акционерным обществом, а с 1996 года входит в состав компании «Объединенные машиностроительные заводы», возглавляемой К. Бендукидзе), другой нынче и масштаб трудовых свершений, и коллектив, уменьшившийся почти на порядок — до 6 тысяч человек. Связано это не столько с сокращениями или массовым «бегством» рабочих, происходившим практически на всех промышленных предприятиях в начале 90-х годов, сколько с реструктуризацией, в ходе которой ставшее частным предприятие избавилось сначала от жилищно-коммунального и подсобного тепличного хозяйств, колбасной фабрики и социальной сферы, а в последнее время выделились и другие непрофильные производства — автотранспортное хозяйство, ремонтно-энергетический цех и другие.

На базе металлургического и инструментального производств созданы отдельные предприятия — «ОМЗ-спецсталь» и «ОМЗ-инструмент», которые также вошли в единый холдинг, но это теперь уже как бы и не «Уралмаш».

Завод же, который носит всем известное имя, — это ныне блок цехов, где производится механообработка и сборка крупных узлов. «Именно на этих процессах, которые отлажены на «Уралмаше» так, как мало где в России, — говорит директор по общим вопросам и информации Сергей Костров, — и решено специализироваться в дальнейшем».

Заметим, что, несмотря на тяжелейший кризис 90-х годов, Уралмашзаводу удалось сохранить практически всю номенклатуру выпускаемой продукции, хотя объем ее упал в пять раз. Тем не менее в последние годы завод наращивает производство — не стремительно, но стабильно. В 2002 году темп роста на «Уралмаше» составил 4,5 процента (при среднем по отрасли 25,4 процента).

В прошлом году машиностроители вообще порадовали: темпы роста на предприятиях этой отрасли были максимальными в Свердловской области. Впрочем, здесь и падение было несопоставимо, скажем, с металлургией: многие заводы вообще практически стояли, другие снизили производство в десятки раз. Так что нынешние 200 процентов роста, как, например, на Кушвинском заводе транспортного машиностроения или Буланашском машиностроительном (кстати, бывшем подразделении того же УЗТМ), — цифры относительные. В абсолютных показателях машиностроение пока выглядит не столь победно, тем более что, как сообщил исполнительный директор Союза предприятий машиностроения Адольф Седунин, в этом году на 13 предприятиях из 58, входящих в союз, темпы роста снизились; 20 заводов закончили 2002 год с убытками; на 28-ми вновь произошло снижение численности работающих.

В непростой и нестабильной сегодняшней ситуации в лучшем положении оказались предприятия, производящие многопрофильную продукцию, в том числе и Уралмашзавод. В период газонефтяного бума предприятие фактически выжило за счет заказов на буровые установки; нынче спрос на эту продукцию снизился, но есть заказы на оборудование для металлургии, в том числе для заводов Китая и Индии. В конце 2001-го и феврале 2003 года завод поставил две самые производительные и современные в мире машины непрерывного литья заготовок Магнитогорскому металлургическому комбинату. Есть заказы и на шагающие экскаваторы, правда, не гигантские, как в советские времена, а относительно небольшие — с объемом ковша 11 кубометров.

Сегодня у предприятия далеко идущие планы по производству оборудования для атомной промышленности; планируют также возродить «хорошо забытое» производство разливочных кранов. Так что поиск ниш в рынке ведется непрерывно и успешно. Есть заказы — значит, открываются новые рабочие места, и зарплата довольно приличная, особенно у рабочих, относящихся к так называемому «кадровому ядру», впрочем, к ним и требования предъявляются высокие.

И все же оптимизм заводчан пока довольно осторожный, поскольку отечественная промышленность, являющаяся основным потребителем продукции Уралмашзавода, еще весьма нетвердо стоит на ногах. И круглую дату «завод заводов», и в особенности его ветераны, встречают не без ностальгии — по той, еще не забытой эпохе, когда верилось, что править миром будет не капитал, а труд.


Другие материалы по теме: