«КоммерсантЪ-Урал» и Мария Черкасова сообщают, что «ЗИЛ лишился «дочки»

21 июля 2003 (11:56)

Уральский автомоторный завод купила группа «Северная казна-Промышленность»

Вчера состоялось заседание комитета кредиторов ОАО «Уральский автомоторный завод» (УАМЗ). На нем было принято решение о продаже всего имущественного комплекса екатеринбургской финансовопромышленной группе «Северная казна-Промышленность» «СК-Пром») за 70 млн руб. Руководство компании АМО «ЗИЛ», которая до последнего момента была основным акционеров УАМЗа, от комментариев воздержалось.

ЗАО «Уральский автомоторный завод» - дочернее предприятие АМО «Завод имени Лихачева». УАМЗ выпускает грузовики ЗИЛ_130, ЗИЛ_131, спецтехнику на шасси этих автомобилей, дизельные и карбюраторные двигатели, автозапчасти, снегоуборочные машины. Завод может собирать 20 тыс. грузовиков и 40 тыс. двигателей в год. На момент введения процедуры банкротства в 2001 году кредиторская задолженность УАМЗа достигла 900 млн руб. Сейчас на предприятии завершается конкурсное производство.

Как уже писал «Ъ», до недавнего времени основным акционером УАМЗа был ЗИЛ. Однако в результате вывода активов из УАМЗа в дочернее предприятие «Новоуральский автомобильный завод» (НАЗ), владельцами которого являлись аффилиат конкурента ЗИЛ «Руспромавто» — ТД «Уральские автомобили и агрегаты» (1%) — и УАМЗ. Согласно Уставу НАЗа, любые решения должны приниматься единогласно, то есть миноритарный акционер мог заблокировать любое из них.

После того как на УАМЗе было введено конкурсное производство, уральское отделение ФСФО выявило множество нарушений при осуществлении сделки и пыталось ее оспорить в судах. Однако судебная процедура затянулась. Дело в том, что неожиданно для всех поменялся участник судебного процесса. Совладелец НАЗа - «Уральские автомобили и агрегаты» продал свою долю офшорной компании Alta-Britt Interholding Limited, зарегистрированной на Вирджинских островах.

Поэтому конкурсный управляющий не стал дожидаться решения суда и объявил о начале подготовки к тендеру имущества УАМЗа. Заявки на его участие подало несколько компаний — АМО «ЗИЛ», промышленная группа «СК-Пром» (финансовым центром является екатеринбургский банк «Северная казна» — «Ъ»), малоизвестная екатеринбургская фирма, а также администрация города Новоуральска.

В начале июня кредиторы завода определились с формой продажи собственности предприятия. Вместо заявленного ранее тендера было решено реализовать имущество по прямому договору купли-продажи.

По мнению руководителя уральского отделения ФСФО РФ Олега Козырева, при выборе механизма продажи активов предприятия кредиторы преследовали цель ускорить процедуру передачи прав собственности инвестору и снять социальное напряжение в коллективе.

В начале недели комитет кредиторов собрался, чтобы заслушать предложения покупателей. На нем представители «СК-Пром» пообещали после покупки предприятия вложить в модернизацию производственных мощностей почти 1 млрд руб. В свою очередь, делегат от АМО «ЗИЛ» заявил, что вместо денег его компания готова после покупки завода предоставить ему ряд товарных кредитов. Кредиторы приняли решение о том, что заводская котельная будет продана администрации города Новоуральска. Вопрос о том, кому продадут весь остальной бизнес, остался нерешенным. Кредиторы взяли тайм-аут, чтобы принять решение.

Вчера оно было принято в пользу «СК-Пром». Как рассказал корреспонденту «Ъ» присутствовавший на заседании комитета кредиторов генеральный директор «СК-Пром» Павел Чернавин, группа покупает мощности завода за 70 млн руб.

В течение 10 дней новый собственник должен юридически оформить сделку, заключив договор купли-продажи с конкурсным управляющим. После этого регистрация ОАО «УАМЗ» в Минюсте будет аннулирована, и новый собственник зарегистрирует новое предприятие на базе купленных активов УАМЗа. Вопрос о том, будет ли ликвидирован НАЗ, остался без ответа. «Мы пока не решили, что делать с ним», —сказал Павел Чернавин.

Новый собственник намерен расширить сбытовую политику предприятия. Как рассказал «Ъ» председатель совета директоров банка «Северная казна» Владимир Фролов, созданное на базе УАМЗа предприятие будет сотрудничать с ведущими машиностроительными компаниями. «Мы планируем наладить партнерские отношения с КамАЗом по поставкам комплектующих, а также с АвтоВАЗом», — заявил он. Кроме того, в планах акционеров заключение соглашения с АвтоВАЗом о реализации автомобилей УАМЗа через диллерскую сеть самарского предприятия.

Помимо этого, «СК-Пром» намерено продолжить производственные отношения с АМО «ЗИЛ». Дело в том, что УАМЗ - единственное предприятие, которое производит для ЗИЛа масляные насосы. «Мы по-прежнему готовы поставлять им эту продукцию», — сказал господин Фролов.

В АМО «ЗИЛ» пока не спешат комментировать потерю своего завода. «Мы пока осмысливаем ситуацию и не готовы ее прокомментировать, как и наши дальнейшие планы», — заявил корреспонденту «Ъ» помощник генерального директора ЗИЛа Леонид Куверин.

Стоит отметить, что в связи с тем, что покупка имущества УАМЗа состоялась без согласия вирджинской Alta-Britt Interholding Limited, юристы не исключают того, что миноритарии НАЗа будут оспаривать сделку. Однако у «СК-Пром» судебные разбирательства беспокойства не вызывают. «Во-первых, изначально было понятно, что сделка по переводу активов является притворной. Во-вторых, мы не боимся встречи в суде. Однако то, что победа за нами, сомнения не вызываетет», —заявил «Ъ» Владимир Фролов.

В самом «Руспромавто» «Ъ» заявили следующее: «Мы приветствуем сделку. Она осуществляется в рамках достигнутых договоренностей», — сказал начальник управления общественных связей холдинга «Руспромавто» Владимир Торин. Однако говорить о судебных перспективах отказался.


Другие материалы по теме: