«Уральский рабочий» и Юлия Санатина интересуются: «Почем на рынке киловатт-час?»

23 июля 2003 (11:48)

Как известно, после долгого и бурного обсуждения в марте этого года был принят целый пакет законов, согласно которым российскую электроэнергетику ожидают серьезные перемены.

Во-первых, отрасль будет реструктурирована по видам деятельности — на генерирующие, транспортирующие и сбытовые компании. И что особенно важно, государство сохранит в собственности только магистральные сети и систему диспетчерского управления, в то время как производство электроэнергии и сбыт будут отпущены в «свободное плавание» по бурному рыночному морю.

По мнению реформаторов, существование таких предприятий в условиях конкуренции немедля приведет к притоку в отрасль инвестиций и удешевлению электроэнергии для потребителей. По правде говоря, утверждение весьма спорное, и многие специалисты, напротив, делают пугающие прогнозы, особенно в части социальных последствий преобразований. Однако, нравится нам это или нет, но законы приняты (последний из них — «Об энергосбережении» — был подписан Президентом 5 апреля), а значит, реформа будет запущена. И хотя главная «перестройка» начнется, видимо, только в 2005 году, тем не менее уже совсем скоро электроэнергия поступит в свободную продажу.

Как будет функционировать рынок электроэнергии в так называемый переходный период? Что ожидает в связи с этим потребителей? Пока у большинства из нас больше вопросов, чем ответов.

Своего рода ликбез провели 21—22 июля екатеринбургское ЗАО «Энергопромышленная компания» совместно с областным министерством металлургии, ведь именно металлургические предприятия являются крупнейшими потребителями электроэнергии. В семинаре-совещании, посвященном проблемам переходного периода реформирования электроэнергетики, приняли участие более 70 представителей промышленных предприятий из Свердловской, Челябинской, Оренбургской, Курганской и Кировской областей, таких как Уралмашзавод, Челябинский тракторный, Синарский трубный, ВСМПО и многих других.

— Сегодня уже приняты необходимые законы, в третьем квартале этого года Правительство России должно также принять постановления, регламентирующие запуск реальных торгов, правила работы оптового рынка переходного периода, —

говорит генеральный директор «Энергопромышленной компании» Любовь Кугаевская. Поэтому мы и собрали это совещание, которое должно помо1 предприятиям правильно сориентироваться в новых условиях.

Существующий сегодня в России федеральный оптовый рынок энергии и мощности — ФОРЭМ (на котором, кстати, продается 38 процентов всей электроэнергии, поставляемой отечественным потребителям) на переходный период будет поделен на три сектора. В первом электроэнергия будет по-прежнему реализовываться по ценам, регулируемым Федеральной энергетической комиссией (ФЭК). В секторе свободной торговли цена станет результатом сделки продавца и покупателя; на первом этапе (ориентировочно в течение 9 месяцев) в этом секторе будет продаваться 15 процентов от общего планового потребления электроэнергии. Третий — сектор отклонений — будет торговать сверхплановой энергией, сначала по регулируемым, а на втором этапе по свободным ценам.

Планируется, что к середине 2005 года сто процентов электроэнергии будет продаваться в свободном секторе. Так что, говорит Любовь Борисовна, у предприятий есть два года, чтобы «набить шишек», научиться работать на этом рынке.

Первые реальные торги должны начаться через месяц после того, как российское правительство примет правила работы оптового рынка, то есть ориентировочно уже нынешней осенью. Собственно, торги проводятся Администратором торговой системы (организацией, созданной именно для работы в условиях свободного рынка) уже с сентября 2002 года. Только они пока не настоящие, а имитационные — своего рода репетиция, позволяющая отработать весь механизм, начиная с подачи заявок и определения объема торгов и заканчивая установлением цены, равно устраивающей продавца и покупателя. Хотя цены имитационных торгов вряд ли можно считать реальными, все же, по мнению Л. Кугаевской, тенденция к их снижению при продаже электроэнергии на оптовом рынке очевидна.

Большинство крупных предприятий желали бы самостоятельно выйти на рынок, однако, по данным сайта ФОРЭМ в Интернете, там сегодня работает всего-навсего 15 предприятий (и все региональные АО-энерго). Дело в том, что по существующему порядку для выхода на федеральный оптовый рынок предприятию необходимо получить разрешение региональной энергетической комиссии (РЭК). Последние же дают на это добро весьма неохотно, прежде всего по причине существования перекрестного субсидирования.

Как сообщила на совещании заместитель председателя РЭК Свердловской области Надежда Запорожец, хотя мы и сократили перекрестное субсидирование до 17,9 процента, все же в настоящее время промышленные предприятия переплачивают по 11,5 копейки за каждый киловатт-час, поскольку мы с вами, бытовые потребители, покупаем электроэнергию ниже себестоимости. Выходя на ФОРЭМ, предприятие избавляется от этой нагрузки, однако недостающую сумму так или иначе нужно где-то изыскать: либо переложить на оставшиеся заводы, либо поднять тарифы для населения. Причем российское правительство, с одной стороны, рекомендует регионам прекратить перекрестное субсидирование, а с другой — строго следит за ростом тарифов. И когда эта коллизия разрешится, пока неясно.

Впрочем, по мере сил препятствуют уходу предприятий на ФОРЭМ и региональные энергосистемы, которые, естественно, не хотят терять крупных потребителей. В итоге в нашей области пока нет ни одного участника федерального оптового рынка.

Тем не менее свободный рынок электроэнергии вот-вот станет для промышленности реальностью. И многие предприятия к переменам активно готовятся: кто-то уже заключил договор с энергосбытовой компанией, посчитав это менее затратным, чем самостоятельная работа на рынке; другие не хотят кормить посредников, надеются на собственные силы; третьи сами являются производителями тепловой и электрической энергии и также подумывают об участии в торгах.

А вот руководители населенных пунктов, где работают сравнительно небольшие и старые ТЭЦ, всерьез опасаются энергетическую безопасность своих городов и поселков: себестоимость энергии на таких станциях, как правило, значительно выше, чем на крупных объектах типа Новосвердловской ТЭЦ или Рефтинской ГРЭС, а значит, в условиях конкуренции старые ТЭЦ могут просто погибнуть. Где гарантия, что в результате малые города не останутся без электроэнергии и тепла?

Поскольку в нынешних условиях каждый считает копеечку, одной из самых серьезных проблем становится учет электроэнергии. Так, говорит главный энергетик ЗАО «Уралпластик» Александр Фролов, когда приборы учета стоят далеко от так называемой границы балансовой принадлежности, их показатели не всегда соответствуют действительности. И в преддверии выхода на свободный рынок предприятиям придется изрядно потратиться на установку АСКУЭ — автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов, позволяющей получать оперативную и точную информацию об энергопотреблении, состоянии элементов электрических и тепловых схем, работу которой также продемонстрировали участникам совещания.

Не знаю, все ли завтрашние проблемы сумели осветить организаторы, или вопросов у собравшихся в результате возникло еще больше? Быть может, все расставит по местам сам рынок. Правда, судя по опыту предыдущих экономических преобразований, оптимистичные прогнозы российских реформаторов чаще всего не сбываются.


Другие материалы по теме: