«Уральский рабочий» и Юлия Санатина рассказывают, что такое «Малый бизнес и его большие братья»

25 июля 2003 (11:11)

Развитием предпринимательства озабочены все, но в основном декларативно

Поддержка малого и среднего бизнеса как известно, объявлена в России делом государственным. Об этом. неоднократно говорил Президент, и многие политические и общественные организации включают в число своих задач защиту прав отечественных предпринимателей.

Малый бизнес — это и создание новых рабочих мест (а значит, и борьба с бедностью), и возникновение пресловутого среднего класса... И вообще, развитие частной инициативы, говорят, должно привести к всплеску производительности труда и, как следствие, росту валового внутреннего продукта. Вон на Западе кое-где до половины ВВП дает малый и средний бизнес!

У нас же его вклад в общую копилку пока не превышает 4—5 процентов, и развивается этот сектор как-то однобоко: львиная доля малых предпринимателей по-прежнему, как и десять-пятнадцать лет назад, занимаются перепродажей произведенной кем-то другим продукции, в том числе 60 процентов в структуре малого и среднего бизнеса занимает торговля.

Почему не растет среда них число производственных? Почему, как утверждает председатель Палаты представителей областного Законодательного собрания, мэр Каменска-Уральского Виктор Якимов, вклад малого бизнеса в бюджеты меньше, чем объем получаемых им льгот и социальных благ? Как не декларативно, а реально стимулировать развитие инициативы и предотвратить ее уход в теневой сектор экономики? Об этом в минувшую среду шла речь на встрече представителей власти и бизнеса, на которую собралось около сотни свердловских предпринимателей, депутаты Законодательного собрания и министры областного правительства.

Инициатором проведения мероприятия стала общественная организация «Опора России», объединяющая около сотни предпринимательских гильдий, союзов и некоммерческих партнерств, которая обратилась за поддержкой к политическим партиям. Откликнулась «Единая Россия», разработав свою программу содействия развитию предпринимательства «Стратегия успеха». Президент «Опоры» Сергей Борисов и председатель комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Александр Жуков побывали уже в Иваново, Владимире, Кемерово, где прошли подобные встречи, на которых приняты региональные конвенции развития предпринимательства.

Итогом поездок должна стать объединенная российская конвенция, правда, пока неясно, каким образом этот документ сможет повлиять на ход реальных событий.

И все же, о проблемах, обсуждавшихся на встрече. Одной из самых острых, по общему мнению, является несовершенство налоговой системы. Предприниматели Свердловской области давно негодуют по поводу того, что в нашей области, в отличие от многих других регионов, по-прежнему взимается 5-процентный налог с продаж, тогда как простой и удобный в расчете единый налог на вмененный доход, который эффективно работает, скажем, в соседней Челябинской области, у нас вообще не принят. По словам владельца сети супермаркетов «Кировский» Игоря Ковпака, в результате неразумной налоговой политики областных властей рентабельность его магазинов снизилась с 7—9 до 4 процентов.

Однако Ковпак, мягко говоря, представляет отнюдь не самый малый бизнес и не настолько нуждается в защите, как его «меньшие братья», у которых рентабельность колеблется от 0,3 до 1,5 процента. И послабления налогового бремени, судя по всему, не предвидится, даже несмотря на то, что с января 2004 года налог с продаж в России уже точно отменен, По словам вице-премьера областного правительства Галины Ковалевой, платить придется земельный налог, и вообще, области все равно надо каким-то образом компенсировать доходы, выпадающие в результате

изменений в российском налоговом законодательстве: беда в том, что действия федеральных и региональных законотворцев не синхронизированы.

Еще жестче высказался в адрес Александра Жукова и его коллег известный в Екатеринбурге предприниматель Владимир Дмитриев: мол, вся деятельность депутатов Госдумы направлена на то, чтобы ужесточить налоговое бремя на малый и средний бизнес и его руками изъять деньги у населения. В то время как крупный бизнес, по его словам, решает свои проблемы через лобби в Думе.

Досталось от бизнесменов и исполнительной власти, и чиновникам других многочисленных ведомств, которые, по общему мнению, являются вторым сильнейшим тормозом развития предпринимательства. Согласно опросу предпринимателей из 34 регионов России, треть из них жалуются на то, что разного рода проверки у них бывают не реже одного раза в месяц, при этом больше всех свирепствуют органы внутренних дел, санэпиднадзор и противопожарная служба. Для сравнения, сообщил С. Борисов, в Швеции малого предпринимателя проверяют в среднем от нуля до трех раз в год, и то, как правило, служба технического надзора или экологи.

На поборы 15 процентов малых предприятий тратят больше 10 тысяч рублей в месяц, ну а меньше чем тысячей рублей не отделывается никто. Да, тут есть от чего «уйти в тень», ведь у честных предпринимателей, не скрывающих от государства своих доходов, стараниями чиновничества их действительно остается немного. В теневом секторе у нас работает 30—40 процентов малых предприятий, говорит президент торговой сети «Купец» Олег Хабибуллин, который уверен, что Свердловскую область можно смело причислить к категории регионов, в которых административные барьеры наиболее жесткие.

Кстати, одной из главных причин коррупции предприниматель считает... наши законы, тексты которых столь многозначны, что повернуть их можно в любую сторону. Так поможет ли в борьбе с коррупцией пропагандируемый «Опорой» опыт предпринимателей Новоуральска, который уже подхватили в Орле, когда по итогам своеобразного антирейтинга главному «тормозу предпринимательства» вручается 15-килограммовый тормозной башмак? Разве что .посмеется такой «лауреат», да и то, если у него есть чувство юмора.

Вот тут бы и проявить себя всевозможным партиям и депутатам, инициировать антикоррупционные проверки, примерно наказать нечистоплотных чиновников, сделать выявленные факты достоянием общественного мнения. А еще — запретить плодить бесчисленные инструкции, методические указания, формы отчетности, которые создают новые рабочие места не в производстве или сфере услуг, а в и без того распухших ведомствах.


Другие материалы по теме: